Ребенок часто заболевает, болезнь совпадает с началом школьных занятий или сразу после выходных, по понедельникам или сразу после каникул?
Тошнит, болит голова, болит живот, поднимается температура, кровь из носа и что-то подобное.
Доктор ничего не находит и начинает казаться, что ребенок болеет, потому что не хочет ходить в школу: дома с ним ничего подобного не происходит.
Есть такое понятие, как нежелание ребенка ходить в школу и это не капризы.
Это что-то, что сильнее его. Родители беспомощно и безнадежно спрашивают себя, что же может до такой степени расстроить ребенка — ведь его страдания искренни и сильны.
Речь идет о так называемой школьной фобии, «иррациональном нежелании ходить в школу»: это расстройство было открыто в 1941 году, его симптомы очень конкретны. Страдающие им дети — не прогульщики, они не против процесса обучения.
Им просто не хочется уходить из дома.
Причины очень разные. Первоклассник может не выносить разлуки с родителями, и его горе может быть еще более сильным, если родители начинают стоять на своем или проблемы более глубокого характера.
Вам же приходилось наблюдать ужасающие сцены перед дверями школы: ребенок выходит из себя, он брыкается, цепляется за мать, орет благим матом, катается по земле, выкрикивает, что сейчас умрет… ?
В итоге ребенка заталкивают в школу — это первое испытание.
Такое частенько можно увидеть у ворот детских садов. И так было у меня с первой дочерью.
Но когда все же удается затолкать ребенка в группу, школу, за закрытыми дверями проблемы не кончаются. Обычно после получаса занятий неприятные ощущения возобновляются — и маленький упрямец уже у дверей кабинета школьного врача. Теперь беспомощными себя ощущают уже учителя — и зовут маму.
Ребенок возвращается домой, занавес, пьеса окончена. Ребенок пришел в нормальное состояние. Больше никаких сцен.
Понедельник
Во время выходных и каникул все спокойно — ребенок безмятежен и доволен, ластится к родителям. Первые признаки недовольства появляются в воскресенье вечером. Он плохо себя чувствует, но точно не может сказать, что у него болит — то ли голова, то ли живот. Он непрестанно жалуется и ворчит. Ночью он плохо спит и, проснувшись, или просит не отправлять его в школу, приводит ряд своих причин или просто заболевает.
Иногда частота и масштаб этих кризисов настолько пугают родителей, что они решаются поменять школу.
Напрасная мера! Ребенок-то остался тем же, и страхи его при нем.
Атмосфера накаляется. У родителей опускаются руки, ребенок все чаще и чаще заставляет «репатриировать» себя домой. Смена школы ни к чему не приводит, да к тому же ребенка и так вот-вот выгонят. Семья постепенно подчиняется абсурдной логике своего дитя, а ребенок потихоньку замыкается в своем «всемогуществе».
Он — хозяин, он сам решает, как ему поступать! Он одержал победу над взрослыми, подчинил их себе. А ему по сути дела нужно нечто противоположное.
Начальная школа
Это расстройство очень распространено. Родители все чаще обращаются за помощью к специалистам. У меня тоже присутствует эта проблема время от времени. Я решаю ее самостоятельно, использую специальную литературу и свой опыт.
Могу сказать, что проблема частая и требуется вмешательства.
Мы же обычно терпим, до последнего, пока у нас не закончатся все варианты решения этой проблемы. Очень часто подобные истории происходят в возрасте 6-12 лет. Либо перед первым классом либо при переходе в среднюю школу.
У некоторых детей есть свои причины бояться школы. Если это одаренный ребенок, его могут травить одноклассники. Если ребенок плохо учится, это иной повод для страдания.
Но чаще всего школа не при чем. Причина не в отсутствии способностей, не в нападках других ребят и не в «отсталости» учителей, которые не желают приспособиться к необычному ученику. Более того, как ни странно, школьная фобия настигает вполне успешных, способных учеников. Термин «фобия», кстати, не совсем точен: речь не идет о страхе перед школой. Корень зла в другом. Раз причина страха не в школе, значит, нужно поискать ее дома.
Может быть дома остался кто-то важный?
Ребенок, у которого «настоящая» школьная фобия очень логичен. Его логика диктует ему свои нормы поведения. Он знает, что дома особенная обстановка, он знает, что ему дана некая миссия, которая заставляет его сидеть дома. Эта миссия может быть по отношению к кому-то из членов семьи, к кому ребенок особенно привязан, и ребенок убежден, что обязан охранять этого человека. Но ведь в школе это не возможно!
Он отказывается туда идти, а если его принуждают, способен сделать многое, чтобы там не оказаться.
Его секретная задача — поскорей вернуться и проверить, все ли в порядке. Ведь он беспокоится. Важность своей роли по отношению к человеку, которого он опекает, ребенок чувствует очень сильно, хотя и смутно. Он считает себя своего рода «антидепрессантом» для этого человека. Ребенок сидит в школе и думает: «Маме там без меня плохо, нужно вернуться».
Но здесь опасность кроется в том, что это может быть правдой! Кто-то из членов семьи может манипулировать ребенком, внушать ему такие мысли, что когда «его нет дома, мама очень скучает».
В этой статье я приступлю к решению:
Школьная фобия, страх школы? Решение.
Подписывайтесь на канал, следите за новыми постами, делитесь с друзьями и ставьте лайки.