Год назад я познакомился с проектом "Кинопоэзия", некий творческий симбиоз поэтического с визуальным. Создал и спродюсировал его российский актер Анатолий Белый. Мне очень понравилось.
А теперь подробнее о проекте, на вопросы отвечает А. Белый.
Как появилась идея проекта «Кинопоэзия»? Из каких потребностей он вырос?
Все началось еще в детстве. Мама сумела привить нам с сестрой любовь к стихам. Не могу сказать, что я заядлый стихоман и всю жизнь этим занимался, но поэтически формы всегда были где-то рядом. На первом курсе театрального института преподаватель по сценической речи как-то мне сказал: «Толь, запомни, что это – твоё, и, если в какой-то момент у тебя будет что-то не так, знай, это – твой хлеб».
Я хотел сделать программу, но, как обычно, руки не доходили, поэтому просто учил для себя стихи поэтов, которые отзываются во мне. В 2015 году ко мне обратились с канала «Культура» и позвали в программу «Послушайте!», где актеры читают стихи. Я понял, что это волшебный пинок извне, и сделал программу по трём своим любимым поэтам – Мандельштаму, Пастернаку и Бродскому.
И это был настоящий кайф, наконец-то у меня появилась поэтическая история, от которой я получаю удовольствие. Потом я сделал спектакль «Триптих», где соединил стихи с живой музыкой и видеоартом. Вместе со мной на сцене был гитарист Даниил Калашник из Петербурга. После этого я понял, что хочу сделать нечто большее.
Эксперименты с соединением поэзии и ее визуального воплощения проводил еще Гийом Аполлинер, достаточно вспомнить его каллиграммы. А кого вы рассматриваете в качестве идеологического предшественника?
Корни можно искать и у Аполлинера, как вы предложили, и во французских киноколлажах 40-50-х, и еще в сотне мест. Это естественно, у творческого человека при прочтении того или иного стихотворения возникают образы, которые ему сразу же хочется воплотить.
Но жанр существовал отрывочно, а мне хотелось, чтобы он постоянно присутствовал в пространстве современного искусства. Самым мощным толчком для меня стал фильм Андрея Хржановского «Я к вам лечу воспоминаньем» 1977 года про Пушкина. Это трилогия, где у него в кадре было всё: и документальный фильм, и рисованная анимация, и видеоряд, закадровые голоса, на минуточку, Юрского и Смоктуновского. Когда я это посмотрел, я понял, что это отдельный жанр, который должен быть всегда рядом с нами так же, как и любой другой.
Но тут нужно понимать, что в основе всегда должен быть образ, те ассоциации, идеи, которые возникают в голове у режиссера, иначе будет получаться, что актер просто читает стишок на камеру.
И кино, и поэзия – искусство образное. Как сделать так, чтобы они существовали равноценно и при этом не получилось «масло масляное»? И не кажется ли вам, что это довольно сложная задача, особенно для начинающих режиссеров?
Вы правы, такая опасность есть, но создать методичку «Как снимать кинопоэзию?» – невозможно. И я не буду на себя брать роль гуру в этом вопросе. Каждый раз мы с режиссером двигаемся наощупь, пытаясь избежать нарочитой иллюстративности, которая для кинопоэзии губительна. Это очень сложный, неизведанный жанр, который требует тонкого и вдумчивого подхода, нестандартных решений. И тут как раз начинающие авторы могут проявить себя в полной мере, потому что у них еще нет наработанного пула шаблонов и решений, и именно они могут сделать какое-то открытие.
На сегодняшний день мы сняли более сорока поэтических мини-фильмов, какие-то лучше, какие-то менее удачные, но за каждым из них стоит уникальный режиссерский взгляд, что и делает эту работу ценной.