Найти в Дзене
дневник

Чему научил меня Азербайджан? Часть 2.

Продолжаю свой рассказ, первую часть можно прочитать здесь. 5) Он научил меня торговаться. Торг – это результат успешной коммуникации. Не буду рассказывать про искусство торга, самой есть чему еще учиться. Начну с того, что в Петербурге я не хожу на рынки, а в Пятерочке особо не поторгуешься. Получается, что масштабно торговаться я начала именно в Азербайджане. Я быстро усвоила правила и начала их внедрять. Мне этого стало мало, просто снизить цену неинтересно, хотелось пойти дальше – получить бесплатно/ получить бонус. Вы когда-нибудь делали недовольный вид в ресторане, дегустируя вкусное блюдо, которое вам действительно понравилось? Вот я сделала, посмотрела за реакцией, принесли комплимент от шеф-повара. Начала в Баку, продолжаю в Питере. Просить скидку, не произнося ни слова, -этим навыком я овладела в Азербайджане. 6) Он научил меня быть открытой и коммуникабельной. I) Я ехала в Азербайджан в подавленном состоянии. Во-первых, на тот момент я переживала не самый простой пер
Оглавление

Продолжаю свой рассказ, первую часть можно прочитать здесь.

5) Он научил меня торговаться.

Торг – это результат успешной коммуникации. Не буду рассказывать про искусство торга, самой есть чему еще учиться.

Начну с того, что в Петербурге я не хожу на рынки, а в Пятерочке особо не поторгуешься. Получается, что масштабно торговаться я начала именно в Азербайджане. Я быстро усвоила правила и начала их внедрять. Мне этого стало мало, просто снизить цену неинтересно, хотелось пойти дальше – получить бесплатно/ получить бонус.

Вы когда-нибудь делали недовольный вид в ресторане, дегустируя вкусное блюдо, которое вам действительно понравилось? Вот я сделала, посмотрела за реакцией, принесли комплимент от шеф-повара. Начала в Баку, продолжаю в Питере.

Просить скидку, не произнося ни слова, -этим навыком я овладела в Азербайджане.

В этом магазине на Яшил базаре продают не только чай, но и лучшую халву из тех, что дегустировала в Баку. Но я ее не купила, т.к.мне не сделали желаемую скидку. Сейчас пониманию, что при торге в крайности тоже не стоит впадать.
В этом магазине на Яшил базаре продают не только чай, но и лучшую халву из тех, что дегустировала в Баку. Но я ее не купила, т.к.мне не сделали желаемую скидку. Сейчас пониманию, что при торге в крайности тоже не стоит впадать.

6) Он научил меня быть открытой и коммуникабельной.

I) Я ехала в Азербайджан в подавленном состоянии. Во-первых, на тот момент я переживала не самый простой период в моей жизни. Была хмура, уныла и депрессивна. Во-вторых, я всячески пыталась контролировать и сдерживать свои эмоции, будь то отрицательные или положительные.

До Азербайджана я была очень замкнутым в плане проявления эмоций человеком. Людей не боялась, но боялась им открыться. Я поняла важную вещь: открываясь человеку, ты прежде всего открываешь для себя самого себя же, знакомишься с собой, признаешь наличие у себя проблемы и не пытаешься ее решить, а ищешь первопричину.

Убеждена, что каждый из моих гидов просто послан мне судьбой) Один из них стал на день моим психоаналитиком. Советы мне никто не раздавал, да я их и не слушаю никогда, он всего лишь поделился своим опытом, мудростью, натолкнул меня на мысли, которые заставили переосмыслить свою жизнь.

Так что не бойтесь открываться людям, даже незнакомцам, они неожиданным образом могут сыграть ключевую роль в ваших трансформациях.

II) Обладая способностью к мимикрии, быстро подстроилась под местных, став коммуникабельным человеком. Я всегда любила общаться, много общаться! А в Азербайджане все любят общаться, так что там невозможно остаться наедине со своими мыслями.

В Азербайджане у меня ни разу не было ощущения того, что я в гостях, будто все это время я находилась дома. А дома мы ведем себя естественно. Это невозможно логически объяснить, но первые два дня ты ходишь, наблюдаешь и удивляешься тому, как совершенно незнакомые люди могут нарушать твои личные границы, а на третий день, проходя мимо толпы, ты чисто рефлекторно вторгаешься в круговорот обсуждения темы где-нибудь с середины разговора и вот вы общаетесь на равных, словно старые знакомые, которые лет 10 не виделись, но так хорошо друг друга знают.

Я наблюдала за местными и делала так же. Секрет душевной беседы прост.

К концу 8го дня я начала знакомиться, кажется, со всем, что движется. Не могла насытиться никак после своей продолжительной коммуникативной голодовки в России. У нас так-то непринято подойти к незнакомцу и заговорить, примут за городскую сумасшедшую.

7) Он научил меня приземляться там, где хочется.

Азербайджанцы в большинстве своем садятся там, где им хочется. Даже, если нет специально оборудованных мест для приземления, это не является проблемой. Асфальт, брусчатка, трава – совершенно неважно где. Была свидетелем того, как в переполненном людьми кафе одному парню не нашлось места, так он за считанные минуты соорудил себе стул из подручных материалов.

Признаться, меня это не шокировало, поскольку я петербурженка. А Питер славится тем, что здесь всегда люди задействуют в полной мере общественные пространства, занимают всю площадь зеленых зон. Жители и гости города любят понежится на травке в парке, для нас это совершенно нормально. Это может быть как в центре города, так и на окраине.

Я сейчас не про скверы, парки, площади говорю. А про не очевидные вещи. Вы когда-нибудь садились на пол в частной клинике из-за того, что заняты все места на диванах, а хочется присесть? А в Пятерочке на пол, чтобы удобнее рассмотреть выбираемые товары?

Конечно, может показаться диким, но даже в период пандемии я периодически так поступаю, просто потому что удобно. И да, я это подсмотрела в г.Губа, мне понравилась такая свобода действий.

Фото взято из Интернета. Фото моего приземления на известном месте из к/ф "Бриллиантовая рука" получилось неудачным.
Фото взято из Интернета. Фото моего приземления на известном месте из к/ф "Бриллиантовая рука" получилось неудачным.

8) Он научил меня не стыдиться своих корней.

Пожалуй, это самый ВАЖНЫЙ пункт, самое ценное, что я вынесла для себя после поездки в Азербайджан.

Очевидно, что азербайджанцы очень трепетно относятся к своим корням, и это касается не только национальности, страны, но даже населенного пункта, в котором родился их прапрадед.

Вполне привычная ситуация, когда вам коренной бакинец часами будет рассказывать свою родословную вплоть до 10 колена, и вам после общения с ним суждено будет стать знатоком г.Шеки, потому что оттуда его корни. И к Шеки, и к Баку он с одинаковой любовью будет относиться.

Безусловно, гордиться своей страной, искренне ее любить может далеко не каждый. Это всегда вызывает уважение, но вот я не никогда не понимала, как можно гордиться своей национальностью, народом – да, его достижениями, его историей, культурой. Но национальность мы не определяем, нас так-то никто не спрашивает. Мы получаем ее по факту рождения. Вот и я получила, родившись в еврейской семье.

Честно скажу, до Азербайджана я старалась не распространяться, что еврейка. На вопрос: почему я танцую лезгинку, а не березку, я отшучивалась, никогда не говорила, что папа-горский еврей и это часть нашей культуры, как и любого народа Кавказа.

Мамина же позиция была не распространяться, потому что много, кто из родственников поплатился за излишнюю “разговорчивость” и характерную внешность. Историческая память провоцировала в ней страх, который не давал нормально жить, как моей семье, так и мне.

Утратив связь с общиной, своим народом, мы, по сути, стали классической русской семьей.

Вопрос религии, праздников и исторической родины в принципе не поднимался в моей семье. Но все кардинально поменялось в один миг, когда мне мой гид в присутствии всей экскурсионной группы задал вопрос: не еврейка ли я, в голове у меня крутился встречный вопрос: “не антисемит ли он”. В тот момент я поняла, что больше нельзя молчать, да и пора возвращаться к своему народу, к себе самой.

В Азербайджане стало очевидным, насколько важно сохранять связь со своим народом, жить одними ценностями, дышать одним воздухом, иметь общее культурное и историческое прошлое, и НЕ стыдиться своего происхождения.

Могу отметить, что мой внутренний стыд был обусловлен не страхом за свою жизнь, не то время, а незнанием своего культурного и исторического наследия и плавающей самоидентификацией (то ли русская, то ли еврейка, а еще и лезгинка, в общем, каша).

Было полное непонимание себя и страх перед неизвестностью. Вдруг тебе зададут каверзный вопрос на еврейскую тематику, а ты не сможешь ответить, какая же ты тогда еврейка?

Пробелы в знаниях благополучно восполнила. Первым делом, прилетев в Питер, отправилась в синагогу, я и раньше туда ходила, но старалась ни с кем не общаться. Оказалось, что никто не кусается, все доброжелательно настроены и всегда рады помочь.

Итак, чтобы вернуться в свою СЕМЬЮ, нужно было понаблюдать за азербайджанской – дружной, сплоченной – единым народом. Гордилась я своим народом всегда, но теперь я и не стыжусь национальности. И еще, после Азербайджана я взяла себе второе имя – еврейское.

9) Он научил меня быть толерантной.

Я всегда была человеком мира. Для меня не существовало внутренних и внешних границ при общении с представителями различных национальностей, вероисповеданий и т.д.

Но был, думаю, как у всех, определенный психологический барьер при знакомстве с чем-то чужим. Как незнакомый язык может вызвать страх или панику, так и незнакомая одежда, запахи, несвойственное тебе поведение, в общем, все, что выходит за привычную картину мира, тоже вызывает двоякие чувства: с одной стороны, хочется разобраться в вопросе, с другой – кажется странным и противоестественным.

В Азербайджане я поняла, что именно незнание вызывает страх, как следствие может вызвать агрессию. Мы боимся того, чего не понимаем.

К примеру, в РФ есть те, кто боится мусульман и кавказцев. Есть ли объективные причины их боятся? Нет, конечно, просто люди из-за отсутствия даже элементарных знаний о религии (включаю свою), национальности и регионе делают выводы на основе сказанного кем-то.

Путешествия помогают нам освободиться от стереотипов и страхов, стать более толерантным.

До Азербайджана любое упоминание про арабов у меня вызывало бурю негативных эмоций, я точно знала, что ни при каких обстоятельствах с ними я общаться не буду.

И вот мы едем в лифте в Центре Г.Алиева: я и семейная пара-арабов с маленьким ребенком, у них рвется пакет, все содержимое на полу, арабка в никабе (головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз) передает мне своего ребенка, они начинают все собирать. Мой мир в тот момент перестал быть прежним: я одна на Кавказе с арабским ребенком на руках)) Да еще и стою рядом с девушкой, чье лицо я не вижу, при этом мне не страшно.

На этом, думала, подарки судьбы закончились. Но меня также ждала экскурсия в составе интернациональной компании: пакистанцы и арабы. Когда мне гид сказал, что с нами поедут арабы из !Сирии!, у меня в голове предстала картина из участников военных действий, но по факту оказалась современная семейная пара с прекрасным чувством юмора, которые в течение всего нашего тура ни отходили от меня, оказывая помощь и внимание, словно они мои родители.

Азербайджан не могу назвать эталоном толерантности, есть вопросы, где азербайджанцы непримиримы, но в целом очень доброжелательно относятся к представителям разных национальностей, не разделяя на своих и чужих, ведь народ Азербайджана многонационален, и он един, и это не игра на публику, как могут подумать.

Это фото для меня очень знаково. Та самая арабка из Сирии.
Это фото для меня очень знаково. Та самая арабка из Сирии.

Продолжение истории: Чему научил меня Азербайджан? Часть 3.