Культовый роман Владимира Богомолова и фильм по нему читали и смотрели все. О работе «смерша» в Белоруссии в годы войны. Напряженный сюжет, интрига, детали, документы, явное знание контрразведки изнутри, располагающие к себе герои...
Но кем был автор? Что мы про него знаем?
Практически ничего, кроме легенды. В качестве примера - передо мной две публикации: одна в Российской газете - «Владимир Богомолов: Умирал трижды» Николая Черкашина и в Комсомолке - «Кем был на самом деле писатель Богомолов?» Ольги Кучкиной.
РГ излагает официальную биографию писателя, КП - неофициальную. И тут есть отчего поехать крышей!
Официальная биография:
В. Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии. В 1941 году окончил семь классов средней школы. Приписал себе два года, ушёл на войну. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны командир роты. Награжден орденами и медалями.
Но вот что вспоминает Л. Н. Рабичев, его знакомый. И это уже относится к неофициальной биографии:
— Богомолов? Ну, он же фантазер!.. Мы познакомились в 1947 году. Тогда у него было две фамилии: Войтинский и Богомолец... Володя Войтинский-Богомолец ходил в литобъединение при журнале “Октябрь” и жил на Арбатской площади в доме, которого теперь нет. .. с июня по сентябрь 1948 года я жил у себя на даче, а Володя жил у меня в квартире. В 1949 году он начал писать повесть “Иван” и все время расспрашивал меня про войну, а я ему рассказывал. Так что в его произведениях - моя война. Особенно - в «Августе сорок четвертого». Там мой путь, путь моей армии...
Стоп. Леонид Рабичев, офицер-фронтовик, художник и писатель, близкий друг Богомолова в 50–70-е годы. Не похоже, чтоб наговаривал на друга.
Многие знакомые и друзья помимо смены фамилий Богомоловым вспоминают о его странностях: избегал публичности, фотографирования.
В. Кравченко: «…он избегал фотографов. Однажды все-таки мне удалось украдкой сфотографировать его. Дело происходило в переполненном троллейбусе, на котором мы ехали от его дома у метро «Проспект Мира» в сторону центра. ВладОсич с гостинцами в аккуратно перевязанном (был аккуратист необычайный) пакете направлялся к своей заболевшей машинистке, многолетней помощнице... В тот день со мною был фотоаппарат «Ломо-компакт» с автофокусом, первая советская мыльница 80-х. Вынув его из кармана куртки, я сумел незаметно щелкнуть ВладОсича... Я сильно рисковал – если б ВладОсич поймал меня на этом, думаю, тут же нашим добрым отношениям пришел конец. Такой наглости он не прощал.»
Существуют и несостыковки в биографии. В своих воспоминаниях Богомолов - Богомолец - Войтинский пишет о первом минометном обстреле, под которым он попал на фронте в апреле 1942, был ранен и контужен. Однако в мае 1942 он был в Татарстане, о чем есть собственноручно написанный в ту пору документ: «Проживаю в Татарская респуб. селе Бирючевка… Работаю колхоз «Новый мир»… 15 мая 1942 г. (учетная карточка эвакуированного Владимира Осиповича Войтинского»...
Нет и никаких официальных подтверждений об участии в боевых действиях, ни в указанных им соединениях, ни других, нет упоминаний о награждении орденами и медалями.
Дальше - больше. Он намеренно не вступал в Союз писателей. Избегает встреч с читателями. Ведёт замкнутый образ жизни. Может, так и надо спецслужбисту?
Но ни в архивах НКВД, ни других спецслужб упоминаний о нем пока тоже не обнаружено.
Так кто же он, Богомолов, Богомолец, Войтинский? «Момента истины» пока нет.