Как и с большинством японских автомобилей, с Деликой мы познакомились благодаря частным импортерам, скупающие "японские буханки" и перевозящие их в Россию через таможню.
В западной части России эти машины почти не встретить, однако давайте смотреть шире на мир микроавтобусов. Кроме вездесущих Мерседес Спринтер, ГАЗелей и Транспортеров(Каравель, Т10 и прочих) есть множество других надежных автомобилей, зарекомендовавших себя в месте своего распространения.
Первое поколение увидело свет в далеком 1968 году. При мощности однолитрового двигателя в 58 л.с (43 кВт) автомобиль мог перевозить целых 600 килограмм. Максимальная скорость ограничилась на 115 км/ч. Спустя несколько лет, на базе появился грузовик и фургон. Пассажирский фургон, производство которого продолжалось до 1976 года, назывался Delica Coach и вмещал девять человек на трёх рядах сидений. Двигатель в 1969 год немного "подрос" и имел мощность 62 л.с. (46 кВт).
В марте 1971 года появилась обновленная версия, названная Delica 75. Обновление заключалось установке новой фальшрешетки радиатора и сменой мотора на новый 1,4-литровый двигатель Neptune (4g41) мощностью уже 86 л.с
После изменений в 1974 году, Delica получила новый перед с большим количеством пластиковых элементов и двойными круглыми фарами, Эта модель известна как «Delica 1400», так как это был единственный двигатель, с которым она была доступна (упоминание о Delica 1200, скорее всего, является путаницей, вытекающие из кода шасси «120»). Длиннобазный (T121) 1-тонный грузовичок появился в 1976 году.
На экспортных рынках, этот автомобиль иногда назывался просто Colt T100/T120. Record, греческий производитель сельскохозяйственной техники, был замечен за плагиатом дизайна Delica T120 (например, аналогичное ветровое стекло) для своих грузовиков «GS2000» со стекло-волоконным кузовом. Хотя тогда интернета не было, и конструкторы черпали вдохновение в машинах ездящих по улицам, поэтому я думаю это простительно.
Второе поколение этих машин появилось в 1979 году. И вновь стало активно менять название, в зависимости от страны назначения. Для японского рынка было название Delica Star Wagon, для Европы L300 Express, а Colt Solar L300 и Versa Van прописались в Индонезии и на Филиппинах.
В кузове микроавтобус выпускалась с 1979 года до 1986, бортовой грузовик выпускался до 1994 почти неизменно. В 1987 году компания Hyundai купила лицензию на выпуск бортового грузовика L300 и без изменений выпускала под именем Porter до 1997 года.
Заднеприводный рамный микроавтобус Delica, получил передний мост в 1982 году и выпускалась такая модификация до 1983 исключительно для внутреннего рынка, в дальнейшем она стала продаваться и на экспорт. Имела основные типы кузова: микроавтобус с низкой или с высокой крышей и короткой базой, также были короткий бортовой грузовик и длинный микроавтобус. Оснащалась бензиновыми карбюраторными двигателями 1.4, 1.6, 1.8, 2.0, и дизельным атмосферным или с турбонаддувом 2.3 (до 1986 года, после стал ставиться дизельный двигатель 2.5). Задняя подвеска осталась рессорной, передняя подвеска торсионная на двух V-образных рычагах. Комплектовалась 3-х и 4-х ступенчатыми механическими коробками и трехступенчатой автоматической трансмиссией.
Второе поколение дважды переживал рестайлинг: в 1982 году - у машин для японского рынка фары круглые поменяли на квадратные, сменили планку фальшрадиаторной решетки, в салоне появился пластиковые накладки на стойки вокруг стекол, появилась аудиосистема с караоке для люксовых машин. В 1986 году на грузовике - изменена фальшрадиаторная решетка и передние поворотники, руль, приборная панель. Японцы еще тогда научились делать рейстайлинг не меняя "фундамента" кузова, чем и сейчас продолжают баловаться на многих своих моделях.
Третье поколение появилось в 1986 году. И вновь началось игра с названием: Mitsubishi Delica Star Wagon (название для японского, австралийского, тайваньского рынка). В Европе, Африке и Арабских Эмиратах модель стала известна под именем L300, в Америке Mitsubishi Van или Wagon. Продажи в Японии прекращены в 2004 году, в Европе в 2014 году, в Китае на заводе CMC (China Motor Corp. - лицензионные митсубиши для Китая) производились и продавались до 2017 года, ну а в России никогда официально и не продавалось даже в 2000-х годах. В Китае производилась и в 2018 году внешне измененная (оптика, накладки пластика, панель передка, панель 5-й двери) заднеприводная версия под именем Southeast Delica. В Турции и в 2016 продавались новые заднеприводные дизельные L300.
За 20 с хвостиком лет жизни Delica Star Wagon дважды переживала рейстайлинг . В августе 1990 года изменена головная оптика, молдинги по кузову, появилась подсветка надписи DELICA на задней двери, изменены боковые стекла пассажирского салона - вместо сдвижных окон появились сплошные, изменилась заводская дуга безопасности "кенгурятник", теперь он прикрывал и боковые части бампера, в отличие от прежнего, прикрывавшего как правило (исключение - оригинальные "опциональные" приставки на бока) только радиатор. В сентябре 1997 года изменён передний бампер, в связи с этим изменили нижнюю часть фальшрадиаторной решетки и "ресничек" под фарами, так как в бампере (который кстати перекочевал с Европейской версии L300 с изменениями ноября 1990 года) остались только поворотники, противотуманные фары стали устанавливаться в нижней части бампера, стали вклеивать лобовое стекло, до этого оно устанавливалось на простом резиновом уплотнителе(касаемо машин для японского рынка, для Европы стекло вклееное стало нормой в 1988), убрали заводской "кенгурятник" и дополнительные подножки под передними дверями стали длиннее из за более выдвинувшегося вперед бампера, стали ставиться подушки безопасности в связи с этим изменилась панель приборов и руль).
L300 грузовая версия для Европейского рынка — один раз прошла рестайлинг (2000 изменена головная оптика и передний бампер, стали ставиться подушки безопасности,1999 изменены сиденья и ремни безопасности,1998 машины стали штатно оснащаться ABS).
Delica/L300 имела порядка 40 комплектаций всего, могла быть как грузовой грузоподъёмностью от 650 до 1200 кг, 2-3-5-6 местной так и пассажирской 5-7-8-9-12-16 местной. Для Европы в основном это были DX(Cargo в Японии) — грузовой или грузопассажирский цельнометаллический или остеклённый фургон, GL(та же Cargo), GLX(Chamonix, Jasper, Active world и т.д. в Японии) — пассажирский микроавтобус 8+ мест, реже на экспортных рынках встречалась GLS или "COSMOS"(Exceed, Super Exceed в Японии) — пассажирский микроавтобус «люкс» до 7 мест, со стеклянной панорамной крышей. Версия Exceed, Super Exceed на внутри японском рынке до 1991 была доступна с выбором опций: никелированные зеркала и дуги, холодильник, автоматические муфты свободного хода (хабы).
Двигатели ставились серий: «Сатурн» объёмом 1.4(4g33) 1.6(4g32), «Сириус» 2.0(4g63) 2.4 (4g64), «Циклон» дизель 2.5(4d56). Двигатели серии "Сатурн" достались в наследство от предыдущего поколения L300 — ставились только на заднеприводные версии и были карбюраторными. Двигатели серии "Сириус"(карбюраторные и инжекторные) и серии "Циклон" ставились на заднеприводные и на полноприводные версии.
Трансмиссия и подвеска: мод. DX оснащались только 4-х и 5-ти ступенчатой механической коробкой , остальные модификации могли быть оснащены 5-МКП или АКП-4. Некоторая часть полноприводных моделей комплектовалась задним мостом с самоблокирующимся дифференциалом LSD (Limited Slip Differential), также такой дифференциал ставился на заднеприводные модификации, но крайне редко. Задняя подвеска рессорная, передняя подвеска торсионная (встречается пружинная, только в кузове бортовой грузовик производства Японии и с 2006 года на а/м китайского производства) на I-образных и V-образных рычагах на заднеприводных моделях и двух V-образных рычагах на полноприводных моделях.
Из-за малых свесов бамперов и кузова сзади, тяговитых двигателей пользовалась популярностью у "джиперов"
Четвертое поколение 1994-1997
Выпущенная в мае 1994 машина нового поколения Delica получила более аэродинамический кузов. Грузовая модель этого поколения называлась Delica Cargo ,оснащалась 2,5-литровым турбо/атмо-дизелем 4D56, доставшимся от третьего поколения, иногда немного модернизированным, на ней была рессорная задняя подвеска и только два ряда сидений, причем задний складывался и убирался, также на ней устанавливалась раздаточная коробка Part Time без межосевого дифференциала как на третьем поколении, Пассажирская версия на японском рынке теперь называлась Delica Space Gear.
Четвёртое поколение Delica обладало уже немного меньшими внедорожными возможностями, по сравнению с третьим поколением, из-за увеличившейся колесной базы и смещения веса на перед, зато большими возможностями в использовании полного привода на дорогах с твердым покрытием за счет системы полного привода Super select c межосевым дифференциалом позволяющим пользоваться полным приводом на любых скоростях и покрытиях. В отличие от предшествующего поколения, теперь у рычага раздаточной коробки было четыре положения. Более мощные двигатели позволяли динамичнее передвигаться в разных условиях.
На Delica Space Gear ставились турбированные и атмосферные дизельные двигатели 4D56 объёмом 2.5 л. и 4M40 объёмом 2.8 л., или бензиновые 4G63 объемом 2.0 л, 4G64 объёмом 2.4 л. и 6G72 объёмом 3 л. Причем 2.4, 2.5, 2.8, 3.0 литровые моторы доступны в вариантах с полным приводом и 2.0, 2.4, 2.5 литровые с задним приводом.
Пятое поколение 1997-2005.
Если судить грубо, то изменения коснулись лишь "морды". Задняя часть осталась от четвертого поколения и можно назвать его просто крупным рейстайлингом. В 1997 году был произведён тот самый рестайлинг, были изменены формы капота, передних крыльев и оптики. Появились несколько моделей передних бамперов без дуг безопасности. Двигатель 4М40 получил электронное управление двигателем EFI, что повысило мощность с 125 л.с. до 140 л.с и снизило надежность топливного насоса. Стала устанавливаться другая автоматическая КПП с электронным управлением, в заднем мосту появился новый, более надежный, вид блокировки Herical. Появился кожаный салон Сhamonix в заводской комплектации, воздушные подушки безопасности для переднего пассажира (до этого подушки были доступны как опция только для водителя).
По-прежнему были доступны три варианта салона: грузопассажирский пятиместный с двумя рядами сидений, где задний ряд был складной; пассажирский восьмиместный с тремя рядами сидений где среднее сиденье сплошное с откидным боковым сиденьем (средний ряд складывался, раскладывался; пассажирский семиместный с тремя рядами сидений, где средний ряд представлял из себя два раздельных комфортабельных кресла, которые по отдельности складывались, раскладывались и вращались на 360 градусов.
Все пассажирские варианты салонов обладали разными вариантами трансформации, в том числе раскладывались превращаясь в большую комфортабельную кровать, а задний ряд разделялся и убирался в стороны, освобождая много места для багажа.
Коммерческая версия четвёртого поколения, поставляемая на экспорт, называлась Mitsubishi L400, в то время как пассажирская — Mitsubishi Space Gear — без использования слова Delica.
Поколение по-прежнему часто использовалась для покорения бездорожья:
Пятое поколение стало последним "настоящей"Делики. Взяв перерыв в два года, конструкторы создали шестое поколение, сделав его изнеженным минивенов с обилием пластиковых элементов бампера, накладок на пороги. Об этом поколении мы уже писать не будем.