Наверняка многим приходилось ездить на поездах. Ну уж на трамваях то точно всем. Или почти всем.
И наверняка многие обращали внимание на некое устройство, расположенное на стене вагона. На стоп-кран.
Устройство, предназначенное для экстренной остановки подвижного состава в случае опасности.
И уж точно все знают назначение и название этого устройства -
Ручной тормоз.
Казалось бы, какое отношение эти два девайса имеют отношение к службе в Вооруженных силах вообще и в Погранвойсках в частности.
Если не считать технической стороны вопроса.
На самом деле - самое прямое.
В армейской среде человек, который постоянно тупит, то есть выполняет и воспринимает все с некоторой заторможенностью, имеет ласково- уничижительное прозвище тормоз.
Или - ручной тормоз.
Соответственно, процесс выполнения каких либо действий в состоянии заторможенности носит название - кататься на ручниках.
На том же автомобиле можно тронуться с места, не отпустив ручной тормоз и машина поедет. но медленнее и туповато.
Как и индивид, катающийся на ручниках.
А может и вообще загореться -если мощности двигателя хватает преодолеть сопротивление ручного (стояночного) тормоза.
Как, например, на боевой машине пехоты (БМП) - покатайся на ручнике и возгорание обеспечено.
Сам был свидетелем таких случаев, вплоть до полного выгорания машины.
Хотя для особо одаренных перед глазами было установлено табло, которое при затянутом стояночном тормозе ярко -красными буквами предупреждало - "Отпусти ручной тормоз".
Все равно катались....
Так что ручник в армейской среде это не только механизм, но и характеристика определенного склада характера.
У нас же, в Краснознаменном Среднеазиатском пограничном округе (КСАПО) одной из позиций в рейтинге ручников было почетное наименование ручник КСАПО.
Если есть номинация Мистер Вселенная, то почему бы не быть номинации Ручник КСАПО??))
Но на ручнике еще можно покататься, неприятно для окружающих, но не смертельно.
Но находились отдельные личности, степень торможения которых выпадала за рамки обычных критериев, и тогда они носили почетное высшее наименование Стоп-кран Погранвойск.
То есть вообще никуда не едет.
В подразделениях Войск на той стороне (ДРА) еще применяли термин тормоз Апрельской революции.
Апрельская революция — события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало установление в стране марксистского просоветского правительства.
Собственно, с него и началась впоследствии десятилетняя эпопея Ограниченного контингента.
Вот такая вот история применения технического термина в повседневной жизни Войск.
Кстати о ручниках.
У нас, наземных офицеров Погранвойск, была такая легкая шалость по отношению к друзьям-бортолетчикам:
В кабине экипажа с невинным видом спросить ребят: парни, а у вас ручник это или это??
Если что - мы были в курсе, где на вертолете стоп-краны)))
Ну и в заключении истории - сентенция, которую выдал году так в 1989- 90-ом боец Московской ДШ, залетев (попавшись на нарушении дисциплины) незадолго перед дембелем и выйдя с гауптвахты дней за несколько до оного:
Мужики, не надо кататься на ручниках. Я видел, как перед дембелем плавятся (тормозные) колодки!!
Все таки толковые у нас бойцы были, приятно было служить с такими))
Всем добра.