Приветствую всех читателей и посетителей своего канала Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы
Он стал живой легендой театра им. Вахтангова – заядлые театралы не пропускали ни одного спектакля с его участием, выстаивая часами в очередях за билетами, а актёры и режиссёры из других театров приходили просто посмотреть на его талант и перенять опыт.
После окончания начальной школы он почти 10 лет учился в различных учреждениях, но его называли недостаточно образованным. У него была огромная библиотека, но он не читал книг, он собирал их.. по цветовой гамме. Он вообще не любил читать, и его гражданская жена Галина Кмит говорила:
«Все сценарии, которые присылали Николаю, я читала ему вслух. «Нашего ребенка буду заворачивать в газеты, чтобы ему не передалась твоя ненависть к чтению!» - в шутку говорила я ему».
Настоящей семьёй для него был театр, возможно поэтому были такими короткими все его браки. Он готов был проводить в этих стенах дни и ночи, обожал своих коллег, и они отвечали ему взаимностью, прощая все чудачества, временами даже грубость и плохое воспитание.
«Человеческая индивидуальность Гриценко была необычна и противоречива, - рассказывал Владимир Этуш. - Он всегда хорошо одевался, был красив и в то же время имел отрицательное обаяние. В быту казался очень заурядным. Будучи недостаточно образованным, он обладал какой-то среднемещанской психологией».
В юности Николай Олимпиевич и не думал становиться актёром, он поступил в политехническое училище и после его окончания устроился на железную дорогу техником-смотрителем.
Быстро разочаровавшись в выбранной профессии, не отработав и года, Гриценко устроился на металлургический завод конструктором и одновременно продолжил обучение на музыкально-драматическом рабфаке.
После поступил в Киевский драматический техникум, но понял, что настоящим артистом он сможет стать только в Москве. Прибыв в столицу, парень поступил в училище при МХАТ-2, но через год его закрыли.
Ещё год он был студентом театрального училища при Театре Советской Армии, и лишь после этого поступил в знаменитую «Щуку». Став дипломированным артистом, Гриценко был принят в Вахтанговский театр, которому отдал всю жизнь.
Именно театр и подарил ему первую жену, начинающую актрису Ирину Бунину, моложе Николая Олимпиевича на 28 лет. Это был первый брак для них обоих, хоть знаменитому артисту было уже под 50, и он давно обрёл всесоюзную славу и почётные звания.
У него было множество романов, в том числе с красивейшими коллегами-актрисами, но никогда не возникало желания хоть кого-то из них повести под венец.
Но и с Ириной, несмотря на то, что между ними действительно была большая, настоящая любовь, крепкой семьи не получилось. До знакомства с ней он привык вести свободный образ жизни, гулять в хороших компаниях, выпивать, менять женщин.
Когда через некоторое время после свадьбы прошла острота ощущений, он вновь попытался вернуться к привычной жизни, но молодая жена не позволила. Она его ужасно ревновала, устраивала сцены, грозила разводом.
Говорили, что устав от её вечных претензий, актёр дал «добро» на развод, и устроил своей Ирочке увольнение из театра, чтобы не мешала. Сам между тем закрутил роман с артисткой «Москонцерта» Инной Малиновской, которая стала его второй женой.
Но и этот брак распался достаточно быстро – после рождения дочери Катерины супруги прожили всего несколько месяцев. Плач грудного ребёнка очень мешал актёру, он не мог ни отдохнуть как следует, ни выучить текст и сосредоточиться на новой роли.
Несмотря на то, что это был его первенец в такие-то годы, Николай Олимпиевич настоял на том, чтобы разъехаться, пообещав жене, что будет постоянно навещать дочь и помогать материально.
А вскоре в его жизни появилась молодая очаровательная фотокорреспондентка Галина Кмит. Эта феноменальная женщина была замужем за актёром Леонидом Кмитом, сыгравшем Петьку в картине «Чапаев», а сына они воспитывали, рождённого от детского писателя Лазаря Лагина, известного по книге-сказке «Старик-Хоттабыч».
И когда Галя вновь забеременела, на этот раз от Гриценко, муж отказался давать ей развод, а Николай побоялся признать ребёнка своим, будучи совсем не уверенным в этом. Маленького Дениса записал на себя Леонид, и впоследствии воспитал его в одиночку.
Вся эта неустроенность в личной жизни тяжело сказывалась на артисте, он стал ещё чаще выпивать, и позволять себе недопустимое – появляться на сцене в нетрезвом состоянии.
Коллеги рассказывали, что несмотря на частые запои, он умел собраться и сыграть так, что зал аплодировал стоя. Режиссёр Сергей Евлахишвили вспоминал:
«Казалось, он совершенно отключился и пребывал в бессознательном состоянии. И тут Юлия Борисова, также занятая в сцене, сказала мне: "Возмутитесь, прикрикнете, он соберется". Крикнуть на Гриценко я не мог. Придав голосу свирепость, обратился к нему: "Николай Олимпиевич, как вы можете...". И вдруг он тихо ответил: "Сейчас, сейчас". Произошло, казалось, невозможное. Включилась актерская воля. Он встал, собрался и сыграл так замечательно, как, по свидетельству хорошо знавших его людей, не играл той сцены ни до, ни после. А потом упал, как подкошенный. Бахус не мог сладить с его талантом, но он отнимал у него жизнь».
В последние годы артиста стала подводить память, на сцене он не мог вспомнить ни одной реплики, хоть произносил эти слова не один год. Специально для него посадили суфлёра, который тихо подсказывал, но Николай Олимпиевич уже и слышать стал плохо.
Во время одного из спектаклей, не услышав суфлера, Николай Олимпиевич вышел из себя и прямо при зрителях крикнул: «Громче, черт тебя побери! Я ведь ничего не слышу!».
«На последних спектаклях ему суфлировали со всех сторон, - рассказывает Владимир Этуш. - Помню, как на одном из спектаклей «Турандот», который Гриценко играл в течение долгого времени, он беспомощно стоял на сцене и спрашивал меня: "А дальше куда? Куда идти?"».
Дома тоже был кромешный ад – последняя молодая жена актёра прочно утвердилась в его квартире, не давала развод, жила за его счёт, да ещё и собирала подозрительные компании. Артист пытался бороться с этим, но она вызывала милицию и говорила, что муж бьёт её и выгоняет из дома.
Благодаря его широкой известности, дело каждый раз удавалось замять. Пока супруга не упекла надоевшего старого мужа в психушку, ссылаясь на то, что у него на почве алкоголизма началась белая горячка.
В клинике гениальный артист прожил лишь несколько месяцев, находясь в глубочайшей депрессии, и не понимая, где он находится и как сюда попал. Ему было всего 67 лет..
В нашей памяти Николай Гриценко навсегда останется величайшим актёром, воплотившем свой яркий талант в таких легендарных фильмах, как «Хождение по мукам», «Анна Каренина», «Места тут тихие», «Два капитана», и многих других.
Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком 👍
Вам может быть интересно:
Как сейчас живёт и выглядит звезда фильма «Осенние соблазны» - судьба актрисы Анны Яновской