Из-за тотального дефицита, в Стране Советов сложилась парадоксальная ситуация, когда цена на подержанное авто значительно превосходила стоимость нового. Поразительно, что в это же время советский автопром активно производил транспортные средства не только для своих граждан, но и на экспорт.
Экспортные Запорожцы
Модели 965Э и 965АЭ для экспорта назывались «Ялта» и «Элита». «Горбатый» для зарубежного потребителя комплектовался:
- боковым зеркалом, расположенным на переднем крыле слева от водителя;
- дополнительной шумоизоляцией;
- встроенным радио;
- пластиковым, а не резиновым омывательным бачком.
В 1966 году «горбатого» сменил «ушастый» ЗАЗ-966 (Eliette ЗАЗ-966Э), который имел:
- оптику ближнего и дальнего света, производимую в Чехословакии;
- круглые хромированные противотуманные фары;
- радиоприемник в комплекте с антенной.
Победа на экспорт
Массовый экспорт «Победы» начался с 1949, особых изменений в конструкции моделей для внешнего рынка не производилось. В 1951 году был открыт завод FSO в Польше, производящий полную копию «Победы» – «Варшаву» (Warszawa). К числу ее нововведений относились:
- дополнительные варианты кузова — седан, пикап и универсал;
- 4-х цилиндровый мотор мощностью 50 л.с.;
- обновленная, мягкая подвеска.
Экспортный вариант Волги
Первоначально экспортировались две модели Горьковского автозавода: ГАЗ-21 и ГАЗ-22. Оба автомобиля претерпели существенные изменения:
- добавилась праворульная версия и выбор между механической коробкой передач и «автоматом»;
- изменилось внешнее оформление — двухцветная покраска, дополнительные хромированные детали;
- для жарких стран появилось авто с внутренней отделкой термоустойчивым пластиком;
- добавился вариант с дизельным двигателем (1.6 литра, затем 2.3 л), на 10-15 л.с. увеличилась мощность бензинового мотора.
Следом на иностранный рынок вышел ГАЗ-24 с несколькими вариантами двигателей: дизельным 1.9 литра и привычным бензиновым.
Москвич 412 для иностранцев
Благодаря разнообразию экспортных модификаций, «Москвич»-408 и 412 мог угодить любому европейскому покупателю. Он имел:
- три варианта кузова: седан, универсал и фургон;
- две пары круглых передних фар увеличенного размера;
- мощный двигатель 55 л.с. и улучшенный интерьер (408Э);
- мотор с доработанной системой вентиляции, предназначенный для эксплуатации в жарком климате (408Ю);
- правый руль и рычаг коробки передач на полу (408П).
Экспортный ВАЗ-2106
ВАЗ-2106 на иностранном рынке известен как Lada-1600. У тольяттинской модели имелись и другие отличия:
- руль справа, датчик непристегнутых ремней безопасности и «дворники» для фар в английской модификации;
- алюминиевые бамперы с накладками из черного пластика и встроенными подфарниками, гидрокомпенсаторы в версии для Канады и Нидерландов.
Заграничный вариант ВАЗ-2107
Экспортная «классика» ВАЗ-2107 – это Lada Signet, Lada 1500 или Lada Riva. Все машины имели свои конструктивные особенности:
- правый руль, обозначения в милях на приборной панели, катализатор и коробка «автомат» для Англии;
- турбомотор 110 л.с. (всего 1500 экземпляров ТС), литые диски, люк в крыше, дополнительные зеркала и улучшенная шумоизоляция для Финляндии.
Экспортная Нива
Большая часть «Нив», выпускаемых в период с 1977 по 1980 год, уходила на внешний рынок. Зарубежная модификация имела:
- уменьшенный объем двигателя – 1.3 л и 69 л.с.;
- лебедку для буксировки;
- подножки для передних дверей;
- люк;
- увеличенные диски и улучшенный протектор шин;
- кенгурятник;
- мягкий верх или кузов кабриолет – для авто из южных стран.