Найти тему
Татьяна Альбрехт

Основание династии Капетингов. Из графов Парижских в короли Франции

Король Западно-Франкского королевства Гуго Капет, основатель династии Капетингов. Фантазия французского художника XIX века
Король Западно-Франкского королевства Гуго Капет, основатель династии Капетингов. Фантазия французского художника XIX века

3 июля 987 года в кафедральном соборе города Нуайон был помазан на царство и коронован герцог франков Гуго Капет (годы правления 987-996). Так закончилась эпоха правления Каролингов (точнее, Пипинидов), занимавших престол Королевства западных франков с 754 года, и началась эпоха великой династии Капетингов.

Она длилась почти три с половиной века - до 1328 года. Впрочем, Валуа - боковая ветвь Капетингов. Первый ее представитель приходился родным племянником Железному Королю Филиппу IV. А первый Бурбон "добрый король" Анри IV был кузеном последнего Валуа Генриха III. Так что, можно считать, потомки Гуго Капета правили страной до 1789 года.

-2

Кстати, если уж быть совсем точной, первыми королями из этой династии были братья Эд I (годы правления 888-898) и Роберт I (годы правления 922-923).

Но Роберта почему-то всегда причисляют к династии Робертинов, насчитывающей только двух монархов - его и Эда, хотя Гуго Капет - прямой потомок (внук) Роберта.

Эда I, фактически первого представителя династии на престоле, правившего с 888 по 898 года, чаще всего, просто не знают, куда отнести. По происхождению он Робертин, старший сын маркиза Нейстрии, великого франкского военачальника Роберта Сильного. А все его правление происходило при жизни de ure законного короля Карла Простоватого, в борьбе с ним. Неспособность Карла III Толстого (правил в Западно-Франкском королевстве в 884-887 годах) остановить набеги и грабежи норманнов и его ссора практически со всеми ближайшими вассалами привела к тому, что в 888 году граф Парижский Эд, главный защитник Западно-Франкских земель от набегов людей Севера, сам объявил себя королем. Но что более важно, его признали таковым знать и духовенство.

Король Западно-Франкского королевства Эд I из дома Робертинов. Фантазия художника
Король Западно-Франкского королевства Эд I из дома Робертинов. Фантазия художника

Впрочем, в тогдашней ситуации эпизод с узурпацией власти Эдом был делом обычным. Тем более, граф Парижский легитимизировал свои притязания коронацией в Реймсе, чем привлек на свою строну большую. часть знати.

Именно Эд Парижский спас прекрасную Лютецию от большого набега норманнов в 885 году. На фоне его выдающихся талантов и храбрости неспособность Карла Толстого защитить государство выглядела особенно невыгодно. Так что Эд, самый могущественный магнат и самый лучший защитник Западно-Франкского королевства, фактически завоевал престол по обычаю древнегерманских вождей, доказывавших свои права на корону делом.

Граф Парижский Эд, возвращающийся в осаждённый викингами  Париж. Изображение 1883 года.
Граф Парижский Эд, возвращающийся в осаждённый викингами Париж. Изображение 1883 года.

Причем, мудрый Эд, незадолго до смерти примирился с законным наследником трона из династии Каролингов (когда он захватил престол, тот был слишком юн, чтобы препятствовать этому, и не имел надежных сторонников) и даже уговорил знать присягнуть на верность Карлу, так как своих детей у Эда не было. То есть, Карл III Простоватый (годы правления 898-922) обязан престолом тому, кем в сущности был отстранен от власти. Конечно, Эд сделал это не из альтруизма. По соглашению с Карлом, его младший брат Роберт получал титул герцога франков, что делало его вторым человеком в государстве и открывало путь к престолу.

Карл Простоватый урок, видимо, не усвоил или не захотел понять, что брат Эда Роберт очень похож на него.

Карл III Простоватый, король Западно-Франкского королевства. Фантазия французского художника XIX века
Карл III Простоватый, король Западно-Франкского королевства. Фантазия французского художника XIX века

Впрочем, король не даром получил свое прозвище. Ссориться с герцогом франков, не имея ни надежных вассалов, ни денег, постоянно сталкиваясь с мятежами и набегами норманнов - это надо было додуматься. Словно он не убедился в юности, что в те смутные времена король настолько обладал реальной властью, насколько мог рассчитывать на поддержку своих могущественных вассалов. А уж кто, как не Робертины с их огромными владениями, богатством, авторитетом, репутацией, явными лидерскими качествами и амбициями, могли бы быть надежной опорой трона при умном поведении со стороны государей.

В самом деле, оскорбить будущего Роберта I, оказав ему неуважение на Королевском Совете - явная глупость. Такой человек, естественно, не будет молча терпеть обиды. Кстати, Роберт в той ситуации повел себя благородно: он честно пытался помириться с королем и не допустить открытого конфликта. Но Карл Простоватый сглупил снова - оскорбил Роберта еще раз. За что и получил очень скоро по шапке (точнее, по короне).

Роберт I, король Западно-Франкского королевства. Гипотетическое изображение
Роберт I, король Западно-Франкского королевства. Гипотетическое изображение

Конечно, Роберт царствовал совсем не долго (922-923 годы) и погиб в битве с Карлом. Но прецедент был повторен дважды. А это уже почти закономерность. Тем более, если участвуют одни и те же игроки.

Кстати, даже после гибели Роберта Карл не смог вернуть себе корону. Ее получил племянник погибшего короля Рауль (годы правления 923-936; умер бездетным). Карл же умер в заключении в 929 году.

Вообще в те годы Каролинги перестали оправдывать славу своего имени. А ведь именно громкое имя и традиция в большей степени, нежели реальное положение вещей, делали легитимными их притязания на лидерство.

В отличие от Робертинов, которые не просто были одним из самых могущественных семейств в Западно-Франкском королевстве, но и действительно вершили судьбы страны, защищая ее от внешних врагов (даже от неукротимых викингов, перед которыми трепетала вся Европа), прекращая смуты, руководя монархами. Ведь именно отец Роберта I Роберт Сильный (маркиз Нейстрии в 861-866 годах) впервые смог отразить нашествие норманнов, уже обосновавшихся в устье Сены и Луары и совершавших оттуда набеги на земли Западно-Франкского королевства (864 год), защитил от них Париж и погиб в 866 году в битве с ними. Причем, гибель его искренне оплакивали современники.

Статуя Роберта Сильного работы Давида д’Анже в церкви Нотр-Дам-де-Бриссарт
Статуя Роберта Сильного работы Давида д’Анже в церкви Нотр-Дам-де-Бриссарт

Его сыновья продолжили эту традицию. Когда их не отвлекали разборки при дворе, они охраняли от викингов не только свои владения, но и границы королевства в целом.

Вообще Робертины уже при Роберте Сильном занимали такое же положение при Каролингах, как Пипиниды при последних Меровингах. Так что смена власти была всего лишь делом времени. Тем более, Каролинги не сделали ничего, чтобы вернуть авторитет своего дома.

Соответственно, в 80-х годах Х века фактически повторилась ситуация, при которой Пипин Короткий из майордома превратился в короля. С одной лишь разницей - здесь не понадобилось даже благословение понтифика. Все итак понимали, кто истинный хозяин королевства Западных Франков.

В самом деле: Оттоны сражались с венграми, Робертины - с викингами и бретонцами, всячески защищали интересы Западно-Франских земель.

А Каролинги?

Западно-Франкское королевство в середине X века
Западно-Франкское королевство в середине X века

Лотарингская и Аквитанская ветви рода прервались, Ломбардскую сами монархи отлучили от трона за мятежи, а те, кто сидел на престоле Королевства западных франков, с каждым годом все более напоминал «ленивых» меровингских королей с их знаменитой телегой при волах.

Может, действительно есть какой-то предел для рода, особенно, когда его представители вступают в близкородственные браки?

Сын Роберта Гуго Великий (маркиз Нейстрии в 922-956 годах) был менее прямолинейным, чем отец. Он не стал занимать трон, чтобы не быть вечной мишенью, не носить клеймо узурпатора и не повторять ситуацию дяди, вынужденного ежедневно доказывать право на престол - ведь были живы представители законной династии, чья власть освящена благословением Святого Престола. Гуго просто стал вечной тенью королей, фактически их опекуном и человеком, без которого невозможно было принять сколь-нибудь серьезное решение. Тем более, огромные власть и богатство Гуго ставили монарха в такое положение, что он не мог обойтись без грозного и заботливого опекуна.

Гуго Великий. Средневековое изображение
Гуго Великий. Средневековое изображение

Правда, Людовик IV Заморский (годы правления 936-954) попытался взбрыкнуть против его опеки, долго сопротивлялся. Но в результате получил только плен и унижение. Причем, даже формальная победа над герцогом франков при посредничестве папы, предавшего того анафеме, не изменила положения дел. После примирения с королем Гуго сохранил все свои владения и привилегии и только упрочил свое положение, расширил владения. Не получил лишь Аквитании - уж слишком сильно граф Пуатье потрепал его армию.

Штейбен К. К. Людовик IV, называемый Заморский, король Западно-Франкского королевства
Штейбен К. К. Людовик IV, называемый Заморский, король Западно-Франкского королевства

Если бы не внезапная смерть Гуго Великого 16 июня 956 года (возможно, от чумы), уверена, он довел бы дело до конца и посадил бы сына на трон. Тем более, словно по заказу, оба короля, при которых он был серым кардиналом, умерли бездетными.

Впрочем, сын - Гуго Капет - и без отца прекрасно справился.

Лотарь (годы правления 954-986) ведь тоже был номинальным королем. Об этом писали еще его современники, в частности, Герберт Орильякский (будущий папа Сильвестр II):

«Лотарь — король только по имени, а Гуго, хотя не носит титула короля, но король на самом деле».

Так что Гуго не надо было ни устраивать мятежей, ни интриговать. Он был вечной тенью Лотаря и решал практически все важные дела в королевстве.

Лотарь, король Западно-Франкского королевства. Фантазия художника XIX века
Лотарь, король Западно-Франкского королевства. Фантазия художника XIX века

После внезапной смерти государя 2 марта 986 года его сын Людовик был, разумеется, возведен на трон - того требовала традиция. Да и Гуго с ходу не хотел совершать переворотов.

Но, если учесть, как смехотворно мал был королевский домен Людовика V Ленивого (годы правления 986-987), что король мог сделать с герцогом франков, своим опекуном и могущественнейшим из вассалов, чья власть в несколько раз превосходили его собственную?

Так что Гуго спокойно ждал своего часа. И когда бездетный король через год внезапно умер, неудачно свалившись с лошади (отравление это было или несчастный случай, кто теперь узнает), у знати королевства не было иного выхода, кроме как посадить на престол Гуго Капета - ближайшего родственника почившего монарха и по совместительству самого могущественного магната королевства.

Луи-Феликс Амьель. Людовик V, названный Ленивым, король Западно-Франкского королевства
Луи-Феликс Амьель. Людовик V, названный Ленивым, король Западно-Франкского королевства

Капетинги (Робертины) и Каролинги были в близком родстве - за несколько веков между ними возникло не мало родственных связей.

Но потомками Карла Великого Капетинги не были ни в какой степени. Злые языки вообще приписывали им низкое происхождение. В частности, Данте в своей комедии помещает Гуго Капета в чистилище и называет сыном парижского мясника (поэт явно ничего не знал о династии французских монархов и был увлечен антифранцузскими настроениями в Италии):

«Я был Гугон, Капетом нареченный,
И не один Филипп и Людовик
Над Францией владычил, мной рожденный.
Родитель мой в Париже был мясник;
Когда старинных королей не стало,
Последний же из племени владык
Облекся в серое, уже сжимала
Моя рука бразды державных сил,
И мне земель, да и друзей достало,
Чтоб диадемой вдовой осенил
Мой сын свою главу и длинной смене
Помазанных начало положил».

В XIV веке эта легенда, правда, в смягченной форме (сыном мясника, причем, самого богатого в стране, называется уже не Гуго Капет, а его отец Гуго Великий) появилась в одной из жест. Ничего общего с реальностью она, естественно, не имеет.

Автограф Гуго Капета
Автограф Гуго Капета

Происхождение Капетингов достаточно прозрачно: предки их прослеживаются на несколько столетий назад от Х века и начинают отсчет от Нибелунгидов, боковой ветви Арнульфингов (тех самых, о коих идет речь в знаменитой «Песни о Нибелунгах»)

Конечно, отец и сын Гуго пришли бы в ярость, услышь они эти басни (не говоря уж об обоих Робертах и Эде Великом).

Но в XIV веке это уже не имело особенного значения. За триста лет Капетинги проявили себя, как могучая династия, способная управлять страной к ее благу и вытаскивать государство из очень крупных неприятностей.

Чего стоит только правление Филиппа II Августа, по моему мнению, одного из лучших монархов на французском троне, или его внука Людовика IX Святого. Не говоря уж о Филиппе IV Красивом, более всего известном по процессу над тамплиерами и романам Дрюона о проклятых королях. Должно заметить, что Железный Король, помимо разборок с орденом, еще и государственными делами занимался. И весьма успешно. Кстати, его средний сын Филипп V Длинный тоже был очень достойным монархом. Жаль, царствовал недолго. А то, может, не допустил бы глупостей, приведших к Столетней войне.

Так что славное имя Капетинги оправдывали. Даже не смотря на индифферентно-негативную оценку, которую Гуго Капету принято было давать в XVII - XIX веках.

Кстати, не совсем понятно, почему. Где, в каких деяниях Гуго историки видели «слабость, нерешительность, неспособность к самостоятельному принятию решений» - загадка.

Да, еще интересная деталь: смысл прозвища Капет был утрачен уже в XIII веке. Сам король этого прозвища никогда не носил. В различных документах он начинает появляться такой приставкой только с XII века.

С чем это связано - до сих пор не совсем ясно. Может, прозвище пошло латинского слова «cappa», обозначавшего головной убор священнослужителей высшего ранга. Ведь Гуго и его отец были светскими аббатами нескольких крупных монастырей (практика, весьма распространенная тогда). А может, имели в виду уникальный головной убор, принадлежавший святому Мартину Турскому, поскольку среди аббатств отца и сына был монастырь Сен-Мартен в Туре.

Кто знает...

Западно-Франкское королевство в начале правления Гуго Капета
Западно-Франкское королевство в начале правления Гуго Капета