Найти в Дзене

ТЕЛЕПРИКЛЮЧЕНИЯ В МИНОРЕ

Сериал "Мажор"
Сериал "Мажор"

Популярный сериал «Мажор»

Позитивным моментом появления данного образца отечественной сериальной продукции является то обстоятельство, что он не является адаптированной версией очередного популярного зарубежного зрелища. Здесь все родное и «все вокруг мое». Степень социальной узнаваемости предлагаемой истории о том, как сын крутого бизнесмена перевоспитался в честного, умного и в ряде случаев порядочного представителя закона, достаточно велика, чтобы ей мог поверить массовый зритель. А, поверив, увлечься. На волне популярности первого сезона был произведен очередной набор эпизодов для второго сезона, прошедшего под названием «Мажор-2».

Смена караула произошла не только в авторском составе, когда режиссера Константина Статского сменил дуэт Максима Полинского и Николай Булыгина, но и в общей обстановке происходящего на экране. И если в первой части телесаги о юноше-мажоре был подчеркнут налет некой отстраненности от социальных и географических координат, то в продолжении статус нарратива был повышен до съемок в нашем городе, что – как это ни парадоксально – приблизило фабулу к реальности. Стражи закона оказались персонажами не без греха, а с самим главным героем стали происходить и вовсе удивительные вещи.

Тут самое время вспомнить о Павле Прилучном, сыгравшем в сериале главную роль – некоего Игоря Соколовского, которой родной отец-олигарх в целях перевоспитания отправил служить…в полицию. В принципе не очень важно и для создателей сериала, и для зрителей, что при этом нарушены некоторые реалии ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО распорядка работы органов внутренних дел. Важнее другое обстоятельство, которое и создало предпосылки для зрительского успеха сериала: герой резко (не по своей воле) меняет как образ жизни, так и социальную среду. Результатом таких изменений и должно было стать его внутреннее – если угодно – перерождение. Сыграть все это и предстояло молодому, медийно узнаваемому актеру Прилучному. И он это сыграл.

Когда-то великий педагог , и режиссер Станиславский настойчиво твердил мхатовцам: «играя злого, ищи, где он добрый». Перефразируя гения театра, можно заметить в отношении Павла Прилучного, что он играет «мажорную» составляющую характера своего персонажа сочно, с иронией и подтекстом, но при этом в его Игоре Соколовском нет-нет, да и начинает прорастать то чувство справедливости, которое и предопределяет происходящие в его душе перемены. Он становится социально близким не только большинству своих коллег, но и большинству телезрителей шаг, за шагом склоняя их симпатии на свою сторону.

Однако законы сериального производства не позволяют подобному процессу затягиваться, а криминальной интриге ослабевать, а по сему сквозная тема мести Игоря за смерть собственной матери, а затем и отца, позволяет удерживать сюжет на плаву. Правда, есть в «Мажоре-2» и некоторые драматургические натяжки (вроде неожиданно «воскресающих» прежде умерших персонажей), и фрагменты социальной сказки (вроде парадоксального брачного представительницы крупного капитала и простого лейтенанта полиции), и явно чуждая герою рефлексия относительно его любовных увлечений. А если к этому перечню прибавить и многочисленные убийства, которые расследуют Соколовский и его коллеги по отделу, то может показаться, что сериал исчерпал свой зрительский потенциал, и смотреть его становится скучно. Но отечественных деятелей телекино голыми руками не возьмешь, и вот уже волна насильственных смертей накрывает ближайшее окружение Игоря.

Финал второго сезона прежде позитивного «Мажора» и вовсе грозит обернуться для зрителей эмоциональной депрессией. Впрочем, заметим, что авторы сериала обладают оригинальным сценарным мышлением, и многие серии, в том числе и финалы обоих сезонов, завершают убойными кульминациями в прямом смысле этого слова. Те, кто видел оба цикла, поймут о ком и о чем идет речь, но для остальных потенциальных зрителей увлекательного и яркого телезрелища все же интригу сохраним. Ибо при таких сюжетных поворотах, коими насыщены каждый эпизод и весь сериал в целом, стоит, во-первых, ожидать продолжения. А, во-вторых, все-таки человеческое любопытство не дает покоя и требует ответа на вопрос о судьбе главного героя – ныне младшего лейтенанта полиции Игоря Соколовского.

Предсказывать будущие сюжетные интриги предстоящего «Мажора-3» не берусь, но могу честно признаться, что все-таки его захочется посмотреть, чтобы разобраться-таки в таком непростом, но по-человечески обаятельном и по-мужски достоверном главном персонаже. И, быть может, из минорной тональности рассказ о нем перейдет все-таки в сферу пусть не подавляющего, но очевидного оптимизма.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru