Сегодня «Конформисту», одному из центральных шедевров Бертолуччи – 50 лет.
Возможно, это один из самых красивых фильмов, которые когда-либо снимали вообще. То, что здесь творит Стораро, как работает со светом и цветом, как строит кадр, как играет с пространством – это уму непостижимо: высший пилотаж рисунка камерой, хрестоматийная иллюстрация термина «операторское искусство» (и тем забавнее, что в СССР фильм не только перемонтировали, но и лишили цвета).
Но помимо всего прочего, это одно из важнейших высказываний на тему фашизма. О том, что им, фашистом, всегда легче быть, чем не быть; что за коллективным конформизмом мысли всегда стоит индивидуальный; что за преступления целой нации может стоять не намерение, а неспособность ему противостоять, обезвредить.
Гений же Бертолуччи проявился в том, как ловко он сумел увязать между собой философские, политические и психосексуальные мотивы – да так, что из картины нельзя выкинуть ни единой реплики, ни единого кадра.
Если вы ещё не смотрели – обязательно исправьте это недоразумение; для кого-то это может быть ярчайшим открытием за весь карантин.
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить подробные разборы 25 лучших фильмов прошедшего десятилетия.
Еще больше текстов мы публикуем в Телеграме