Найти тему

Карантинные путешествия. Мазурский канал

Сегодня у меня не совсем обычная тема. Предлагаю вам познакомиться с грандиозным по размаху и финансовым вложениям техническим сооружением Восточной Пруссии - Мазурским каналом, а точнее с самым популярным его шлюзом.

Мазурский канал (польск. Kanał Mazurski) — недостроенный водный путь в Восточной Пруссии, который должен был связать Большие Мазурские озёра (сейчас территория Польши) с Балтийским морем через реки Лава, Преголя и Калининградский залив. Мазурский канал располагается фактически на территории двух государств. В настоящее время канал как водный путь не действует. Позволю себе написать немного энциклопедической информации, чтобы было понятнее, для чего и как появилось это впечатляющее строение.

-2

Идея создания судоходного пути от Больших Мазурских озёр до Балтийского моря возникла во второй половине XVII в, но к реализации этой идеи приступили только столетие спустя. Был разработан и принят проект судоходного пути от озера Мауэрзее до Прегеля по его притоку — реке Анграпа. В 1764 году на Анграпе начались строительные работы. Однако при выпрямлении и углублении русла этой извилистой и порожистой реки возникли серьёзные технические трудности, выделенных средств стало не хватать, и с 1775 г. проект был заброшен.

-3

К идее вновь вернулись в середине XIX в. В 1862 году был разработан новый проект водного пути, основным элементом которого стал судоходный канал с шестью наклонными сухопутными рампами, по которым суда передвигались бы на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулёров. Канал длиной 51,5 км связывал бы оз. Мауэрзее с Алле в районе города Алленбург и был назван «Алленбургским».

-4

В 1874 году прусский парламент утвердил проект канала и выделил на его строительство 9 млн. золотых марок предполагая бесплатное предоставление земельных участков на трассе канала. Однако многие землевладельцы отказались отдавать землю бесплатно, из-за чего согласование проекта затянулось.

-5

В конце 1880-х гг. вопрос о канале снова был поднят по инициативе фермеров и купечества Мазурского поозёрья, заинтересованных в сбыте товаров на север Восточной Пруссии и далее по морю в Германию. В 1892 г.парламент Пруссии рассмотрел новый проект канала, получившего название «Мазурский». Согласно нему предлагалось построить 7 шлюзов. Размеры камер шлюзов по длине, ширине и минимальной глубине составляли 45,0×6,5×2,0 м, что соответствовало стандартам внутренних водных путей Германии и позволяло повысить пропускную способность канала.

-6

Однако в процессе согласования проекта была признана неприемлемой его чрезмерная дороговизна. Возникли также опасения, что из-за высокой скорости стока воды из Мауэрзее (6 м³/с) в озере будет трудно поддерживать необходимый для судоходства уровень воды.

-7

В 1907 году на рассмотрение прусского парламента был представлен окончательный проект. В нём трасса канала была проложена через озеро Резауэрзее, а общая длина канала составила 50,4 км. В проекте было решено отказаться от строительства гидроэлектростанций и основную функцию канала определить как транспортную. Число шлюзов было увеличено до десяти, при этом расход воды на шлюзование был значительно снижен благодаря уменьшению напоров шлюзов и оснащению их сберегательными бассейнами, что позволило снизить скорость стока воды из озёр в канал до 3 м³/с. В новом проекте ширина камер шлюзов была увеличена с 6,5 м до 7,5 м, а минимальная глубина с 2,0 до 2,5 м, что давало возможность шлюзоваться судам водоизмещением до 270 т.

-8

Шлюзы получили названия близлежащих посёлков (в скобках указаны в метрах значения напоров шлюзов — номинальное и мин./макс. при сезонных колебаниях уровней воды в Алле, Резауэрзее и Мауэрзее)

  1. Allenburg I (Mündungsschleuse) / Дружба I, (5,3/8,2)
  2. Allenburg II (Bahnhofschluse) / Дружба II, (8,0)
  3. Groß Allendorf (12,0)
  4. Wilhelmshof (7,5)
  5. Georgenfelde / Озерки (15,5)
  6. Langenfeld / Długopole (6,5)
  7. Klein Bajohren / Bajory Małe (10,5)
  8. Sandhof / Piaski (10,3/11,4).
  9. Unterschleuse Fürstenau / Leśniewo Dolne (15,9/17,0)
  10. Oberschleuse Fürstenau / Leśniewo Górne (16,1/17,1)

По проекту планировалось также построить через канал 32 автодорожных, 5 железнодорожных мостов и около 80 различных объектов инфраструктуры. Кроме того, канал должен был выполнять защитную и дренажную функции.

-9

В 1908 году прусский ландтаг утвердил проект и выделил на строительство канала 14,7 млн золотых марок. Строительство канала началось в апреле 1911 г. Однако в 1914 году все работы были остановлены в связи с начавшейся Первой мировой войной. К этому времени было выполнено около 75 % земляных работ и начато строительство трёх шлюзов.

-10

Строительство канала возобновилось только в 1920 году, но затем снова прервалось из-за тяжелейшего экономического кризиса и гиперинфляции, разразившихся в Германии. Но даже в этих условиях в связи со строительством Мазурского канала правительство Пруссии приняло дорогостоящий сопутствующий проект модернизации судоходных параметров рек Алле и Прегеля под стандарты внутренних водных путей Германии.

-11

В 1929 году в связи с мировым экономическим кризисом строительство Мазурского канала было снова прервано. Работы на Мазурском канале возобновились в 1934 году после прихода к власти в Германии национал-социалистов. В ходе строительства впервые были применены экскаваторы и бетононасосы, а в производстве и монтаже стальных конструкций — сварка вместо клёпки. Для увеличения пропускной способности канала его русло было расширено с 12 до 23 м и углублено до 2,5 м. Вместо железобетонных мостов стали строить стальные с более длинными и высокими пролётами.

-12

С началом войны с Советским Союзом строительство канала замедлилось из-за нехватки стройматериалов и рабочей силы, а в 1942 году после начавшегося наступления советских войск оно было полностью прекращено. К этому времени готовность канала и его гидротехнических устройств составляла около 70 %. Северный участок был полностью заполнен водой, южный — частично.

-13

В 1944 году советские войска вошли на территорию Восточной Пруссии. В начале 1945 г. при своём отступлении вермахт взорвал все мосты через канал (кроме одного автодорожного на северном участке канала). Но все шлюзы, ворота безопасности и дамбы канала на участках, уже наполненных водой, остались нетронутыми.

-14

В ноябре 1945 г. в Польше было создано Государственное управление водного хозяйства (PZW) и в его ведение перешла польская часть Мазурского канала. Осенью 1946 г. в Калининградской области также была создана аналогичная структура — Калининградский технический участок пути Министерства речного флота СССР (сейчас «Гвардейский район водных путей и судоходства») . В его ведение передали советскую часть Мазурского канала.

-15

Таким образом, длина советской части Мазурского канала составила 30,0 км, польской — 20,4 км. Затем в Калининградской области была проведена демаркация границы на местности и начато строительство системы инженерных сооружений погранвойск СССР. Вследствие этого, Мазурский канал перегородила земляная дамба с контрольно-следовой полосой и рядами колючей проволоки.

В июле 1958 г. в Варшаве состоялась конференция представителей Министерства водных путей и судоходства Польши и Министерства водных путей СССР, на которой было признано нецелесообразным восстановление Мазурского канала.

-16

В середине 1960-х гг., вероятно, из-за отсутствия технического обслуживания и неисправности части гидротехнических устройств, вода из советской части канала ушла. Вследствие этого в 1975 г. Мазурский канал и р. Лава были исключены из Реестра внутренних водных путей СССР и фактически заброшены. После распада Советского Союза и временного бездействия местных властей в 1990-х гг. часть гидротехнического оборудования шлюзов была демонтирована.

-17

В то же время польская часть Мазурского канала и до настоящего времени остаётся под надзором Регионального управления водного хозяйства в Белостоке (Regionalny Zarząd Gospodarki Wodnej w Białymstoku), которое осуществляет охрану и техническое обслуживание гидротехнических сооружений канала. Мазурский канал является популярным туристическим объектом, здесь активно развивается инфраструктура туризма и отдыха.

-18

Ну справедливости ради надо отметить, что и озёр на польской стороне побольше, и располагаются они удобно - близко к населённым пунктам. Потому да, очень хорошо у них организован такой отдых: яхт-клубы, общепит, отели, разнообразные развлечения на любой вкус. Ведь совсем не обязательно ехать к прохладному морю, если можно совсем не хуже отдохнуть на озере.

-19

На территории Калининградской области эти сооружения заброшены, как я уже писала выше. Но добраться к ним вполне реально. Шлюзы выглядят по-разному, но вот этот из них - самый популярный. Представленный на этих фото шлюз № 5 - Георгенфельде. Находится он по дороге между посёлками Озерки и Вольное (трасса Железнодорожный-Черняховск). Этот шлюз самый грандиозный на территории нашей области. Камера шлюза имеет внушительные размеры — длина её 45 метров, ширина 7,5 метра, а глубина 15,5 метра. Вот так он выглядит вживую:

Особенно в последние годы шлюз № 5 стал пользоваться необыкновенной славой. Сюда приезжают и самостоятельно, и с частными гидами - организаторами туров и вылазок по интересным местам края. Даже в не очень лётную погоду неподалёку стоит сразу несколько авто.

-20

Я очень разделяю такой интерес к этому сооружению. Действительно, мощь водных потоков, падающих с такой высоты, буквально завораживает. Шлюз вполне может соревноваться с настоящим водопадом по зрелищности. Ну и конечно удивляет и восхищает гений инженерной мысли и масштаб этого грандиозного строительства. Жаль только, что сейчас всё это по назначению не используется. Опять же хотя бы в туристических целях тогда уже. И ещё совсем не повредило бы привести это интересное место в подобающий вид - я в первую очередь имею в виду безопасность.

-21

Сейчас посещение этого шлюза достаточно экстремально. Я считаю, что в такие места можно приезжать только взрослым и сугубо в адекватном состоянии. Здесь нет ни перил, ни ограждений, а под ногами несколько бездонных колодцев, в которые даже заглянуть страшно. Ужас акрофоба в общем. Но мне понравилось! Фото конечно не могут передать в полной мере всей красоты стихии и мощи сооружения, но место это реально интереснейшее и необычное.

Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь Калининградской областью, то по синей ссылке найдёте рассказы о всех (наиболее крупных) населённых пунктах нашей области (всего 33 статьи): Что стоит посмотреть в Калининградской области. Про 21 город и не только. Отпуск 2020

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ КАНАЛА и немного об авторах

Не стесняйтесь нажимать 👍 и подписываться на канал - у меня ещё много историй 😜