Найти в Дзене

Креатив детям: Часть 2 — Факторы развития творческих способностей

Оглавление

Существует большое количество факторов, определяющих природу творческих способностей и отвечающих за их проявление у детей. Но в целом ученые выделяют три большие группы факторов, которые рассмотрим более подробно: задатки с индивидуальными особенностями, социальная среда и творческая деятельность.

Фотография Suzanne D. Williams
Фотография Suzanne D. Williams

Задатки и индивидуальные особенности

Задатки — это природные физиологические предпосылки для дальнейшего развития способностей человека. Задатки являются лишь одним из условий развития способностей, но не гарантируют его. На основе одних и тех же задатков могут развиваться абсолютно разные способности.

Фотография Robert Collins
Фотография Robert Collins

Индивидуально-психологические особенности — различные психические процессы и качества, формирования которых зависит от внешних условий, учебно-воспитательного процесса и деятельности человека, а их наличие и развитие напрямую влияет на творческие способности:

  • Мышление. Переход в младшем школьном возрасте от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, на базе чего формируются научные понятия, необходимые для развитие основ теоретического мышления.
  • Восприятие. Развитие в ребенке активного эмоционального восприятия, нацеленного на открытость, познание и дальнейшее воспроизведение даст «материал» для творчества.
  • Память. Развитие осмысленной памяти влечет за собой успешное развитие творческих способностей, образуя связанные системы знаний, которыми можно оперировать.
  • Внимание. Развитие в младшем школьном возрасте заключается в преодолении проявления непроизвольного внимания, выработке умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи.
  • Воображение. Требует постоянного развития, включения его в процессы обучения, так как оно легко утрачивается во «взрослом» мире. Само по себе воображение делится на воссоздающее (создание образа по описанию) и творческое (создание нового образа).
  • Эмоции. Под влиянием радости и агрессии формируются потребности и мотивы в творческой деятельности. Агрессивные элементы в детском творчестве проявляются через независимость, риск и нарушение правил. Эмоция радости выражается через общий оптимизм, чувство юмора и чувство прекрасного, альтруизм. Противостоит любому творческому проявлению эмоция страха, ограничивающая все остальные психические процессы.
  • Мотивы. Удовлетворение от получения новых знаний, самого процесса учения и расширения кругозора и компетенций свидетельствует о развитии мотивации самосовершенствования.
  • Интеллект. Нет прямой зависимости интеллекта и креативности, но развитие интеллекта сказывается на творческих процессах исключительно положительно.
Фотография BBC Creative
Фотография BBC Creative

Социальная среда

Различные формы влияния социальной среды проявляют (но не зарождают) творческую индивидуальность. В отличии от врожденных задатков такие проявления социального окружения, как требования общества, социальных институтов, традиции и установки, могут не только стимулировать развитие креативности, но и подавлять ее.

Возраст 3-5 лет — наиболее благоприятный период для начала развития творческого потенциала, именно в этот период у детей появляется потребность подражать деятельности взрослых, а через подражание ребенок расположен и к развитию творческих способностей. В 3-5 лет ребенок также готов к социализации, но при этом он еще сам не социализирован. Значит, дети в этом возрасте не ограничены рамками, а мир предстает перед ними как нескончаемый поток творческих задач, что является наилучшими условиями для творческой деятельности.

Отметим, что в рамках взаимодействия ребенка с социальной средой и влияния на развитие творческих способностей стоит рассматривать не только взаимодействие ребенка со взрослыми наставниками, но и другими детьми — ровесниками, а также детьми старшего и младшего возраста.

Фотография Yogendra Singh
Фотография Yogendra Singh

Творческая деятельность

Заключительная группа факторов развития творческих способностей ребенка — характер и структура самой деятельности. Следует помнить, что неиспользуемые человеком способности теряют свою силу. Соответственно, развитие креативности возможно лишь при постановке творческих задач перед ребенком и творческом их решении. Если образовательный процесс ограничивается преимущественно задачами закрытого типа, тестами и прочими исключающими самостоятельность некреативными методиками, то креативность атрофируется, так как остается невостребованной и незадействованной.

Только в творческой деятельности можно выявить определенные задатки и склонности ребенка, чтобы далее можно было эффективнее их развивать.

Продолжение в «Креатив детям: Часть 3»