Израиль это не только святые места, пляжи и прочая восточная экзотика это еще и передовая по технике страна и по военной в том числе, ну а что еще развивать если вокруг враги, так что странно было бы отсутствие технических музеев и она таки есть. Про бронетанковый музей в Латруне уже писал, а сейчас про музей ВВС.
История музея
Музей ВВС Израиля располагается рядом с военной авиабазой «Хацерим» около города Беэр-Шева, это юг Израиля и если ехать из Тель-Авива то это около 120 км.
База была создана в 1960 г. и стала первой в Израиле, построенной самими израильтянами, а не одной из оставленных британцами после второй мировой войны, которые они создавали для противостояния немцам, наступавшим из сеферной-африки. В 1966 на базе открылась летная академия для военных летчиков, позже создана группа высшего пилотажа (IAF Aerobatic Team), а в 1977 г. при авиабазе по инициативе командования базы создали музей ВВС, который был долгое время "закрытым", т.е. только для внутреннего использования, а для всех желающих доступ в музей открылся только в июне 1991 г.
В музее представлены различные экземпляры израильских и иностранных военных и гражданских летательных аппаратов, а также наземной техники и средств ПВО.
Всего в музее более 200 экспонатов, из них авиатехники больше 100.
С "воздуха" музей выглядит вот так. Кстати если на гугл картах он и авиабаза есть, то на Якартах территория замылена - внезапно однако, по логике должно быть наоборот ))
Экспонаты
Kfir C-7 с вооружением. Это последняя модель серии самолетов Kfir, разработанная в 80-е годы. Всепогодный многоцелевой истребитель, созданный фирмой Israel Aerospace Industries на основе Dassault Mirage III с израильской начинкой и Израильской версией американского двигателя General Electric J79. Были вооружены бомбами с лазерным наведением. Основную роль, которую они выполняли — обычное патрулирование Ливанской границы.
Самолеты Boeing 707 (израильское имя Реем) использовались в ВВС Израиля с 1973 г. В частности этот борт использовался как воздушный командный пункт, во время операции "Шаровая молния"/"Йонатан" (знаменита по фильму "рейд Энтеббе") 1976 г.
В кабине теплого лампового Boeing 707
Интересная "выхлопушка" у двигателей данных Боингов
В салоне Boeing 707 кстати минивыставка авиаюмора, о котором я отдельно сделал публикацию.
Самостоятельная израильская разработка "Lavi" 80х годов. Он должен был заменить в ВВС Израиля старые самолеты А-4 "Skyhawk" и Kfir, но дальше двух опытных версий В1 и В2(на фото) дело не пошло (потом была еще отдельная версия двухместная для экспериментов) - все совершенствовали и совершенствовали, в итоге бюджет зашкалил (американцы принимали участие и сказали "хватит") и решили использовать существующее уже и дешевле, конечно же угадывающийся в чертах Лави американские F-16. Хотя самолет по своим ТТХ превосходил американцев и в дальнейшем разработки по Лави продавали американцам и даже китайцам продали документацию, те использовали ее при создании китайского истребителя Chengdu J-10, в создании которого помогали и российские специалисты, ЦАГИ и НПО Сатурн.
А вот кстати и образец для подражания и совершенствования для Lavi - F16
А вот наш МиГ-23, который был угнан из Сирии в 1989 году сирийским военным перебежчиком. Официальная версия, что он это сделал сам, без инициативы со стороны Израиля. При этом при входе в воздушное пространство Израиля и дальнейшее приземление на базе ВВС Израиля местные ПВО его не сбили и не поднимались самолеты для перехвата, поэтому есть и вторая версия, что таки контакты со спецслужбами Израиля были и соответствующие договоренности.
Mirage IIIC(J), израильское имя Shahak, состоял на вооружении с 1962 по 1982 гг. Эта спецверсия (J) для Израиля отличалась упрощением по сравнению с базовой IIIC Франции тем что у нее отсутствовали ракетные ускорители SEPR 841/844, ну и понятно что Израиль по традиции ставил компоненты своей авионики. Всего было поставлено в районе 70 самолетов.
Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle. Это франкенштейн из нескольких вариантов собран из остатков сбитых во время войны в Ливане 1982 г. сирийских машин. И парочку таких фрэнков после сборки использовали супротив бывших хозяев.
McDonnell Douglas Skyhawk A-4H. A-4H — версия A-4F для ВВС Израиля, предназначенный для эксплуатации с наземных аэродромов - например получил тормозной парашют (изначально палубный штурмовик). 20-мм авиапушки Colt Mk 12 заменили на 30-мм DEFA. Совершил первый полёт 27 октября 1967, построено 90 машин. Кстати в Израиле их окончательное применение прекратили относительно недавно - в 2015 году, а в 2013 прекратили боевое и до 2015 использовали как учебные, в итоге в ВВС Израиля они 48 лет отпахали. Кабина пилота бронирована, наружная стальная броня по внешним обводам кабины, лобовое бронестекло
McDonnell Douglas F-15A Eagle. Одноместный всепогодный истребитель, для Израиля построили 19 машин. Израильское имя "Baz". Первые пятнашки ВВС Израиля получили 12 октября 1976 г. А В 1995 г. началась программа модернизации в вариант Baz 2000. Больше 25 было поставлено двухместных модификаций F-15E Strike Eagle под названием F-15I Ra’am (Гром). Всего же различных версий пятнашки, включая учебно-боевые было поставлено больше 70 машин в ВВС Израиля.
McDonnell Douglas F-4 Phantom II представлен различными модификациями, включая разведывательную с подвесным контейнером с разведаппаратурой. Об этих фантомных представителях ВВС Израиля сделал отдельную публикацию, там больше фото.
В получении парочки таких МиГ-17 Израиль не причем, как говориться "само заползло". В 1968 году сирийские пилоты ошиблись с навигацией и заблудившись, слегка залетели на северную территорию Израиля где перепутали базу ВВС Израиля Бецет со своей (ну а че, пустыня и пустыня) и не чувствуя подвоха приземлились )) . Кроме сирийцев МиГ-17 использовали и ВВС Египта, в частности в войне Йом Кипур против Израиля вместе с сирийцами.
А вот с этим МиГ-15УТИ уже не такая мирная история. Несколько самолетов было сбито во время военного конфликта 1956 года и этот экземпляр упал в залив Бардавиль. Его подняли после завершения войны и до попадания в музей он стоял на одной из авиабаз ВВС Израиля в качестве символичного стража ворот )).
Транспортный самолет Arava, созданный фирмой IAI в 1969 г., лёгкий двухмоторный транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки, прослужил в ВВС Израиля в 1970-2004, так же экспортировался в латиноамериканские страны. Стал первым транспортным самолетом разработанным в Израиле. Самолет военной версии 201 мог принять на борт 24 пассажира/снаряженных военных или 17 парашютистов, или 2.5т груза. В 1984 начали поставки модификации 202 с увеличенными размерами фюзеляжа, экономичнее и мощнее двигателями, грузоподъемность увеличилась. Использовались не только как транспортники но и как разведовательные и как самолеты РЭБ. Забавный самолетик, нам бы типа такого для гражданских парашютистов как альтернатива/замена Л410.
Dassault Ouragan. Первый серийный реактивный французский истребитель-бомбардировщик. Первый полёт 28 февраля 1949 года, поступил на вооружение в 1952 году. «Ураганы» поставлялся на экспорт в Индию, Израиль и Сальвадор. Кстати лётчиком-испытателем самолёта был французский пилот русского происхождения Константин Розанов. Состояли на вооружении Израиля с 1955 по 1973 г. В 1975 г. их продали в Сальвадор.
Вертолет с выхлопной трубой спереди и там же расположенным двигателем. Два вертолета Sikorsky S-58 (версии S-55 с мощными двигателями), прибыли в Израиль в 1958. ВВС Израиля они понравились в качестве десантных вертолетов и осознав их потенциал за несколько дней до окончания "6 дневной войны", 10 машин оборудовали пулеметами. После начала поставок в 1967 Bell 205 S-58 начали выводить из эксплуатации.
Grumman Avenger самолет торпедоносец. На вооружении ВВС Израиля никогда не состоял. Поступил в войска в 1942 году, впервые принял участие в боях во время сражения у атолла Мидуэй. Самолёт был разработан фирмой Grumman Corporation и выпускался ею под обозначением TBF Avenger. Потребности в самолетах были больше чем заводы Грумман могли выпустить, то производство на своих заводах под названием TBM Avenger наладила компания General Motors, ведь ее автозаводы простаивали из-за введеного в США во время ВОВ ограничения на производство гражданских самолетов и авто.
А как вам немецкий Мессер на службе ВВС Израиля? Вот так вот, воевать то чем то надо было, а то сразу после образования государства оказалось в кругу врагов, а помагать оружием мировая демократия не стремилась. Но этот Мессер немецкий только отчасти, так как это послевоенная чешская копия Мессершмитта Bf-109 под названием Avia S-199 - после войны осталось много комплектов на Чехословацких заводах. В Израиль они попали тайно, 25 самолетов закупили в 1948 как сейчас стало модно через подставные фирмы и в разобранном виде доставили в Израиль, фактически они стали первыми боевыми самолетами ВВС Израиля.
Копия получилась так себе. Из-за взрыва на складах были уничтожены родные двигатели и пришлось ставить другие, изначально предназначенные для бомбардировщиков и как следствие тяжелые и менее скоростные. В итоге копия по всем статьям проигрывала своему прародителю. Максимальная скорость S-199 упала с 630 км/ч до 540, потолок — с 11 000 м до 9000. Изменилась центровка самолёта, а это значительно усложнило пилотирование, особенно — на взлёте и посадке. S-199 имели ещё один серьёзный врожденный порок, выявленный в боях — размещенные под капотом двигателя пулемёты не всегда синхронизировались с винтом, что приводило к катастрофам. ВВС Израиля эксплуатировали самолет недолго, до июня 1949 года.
Первый воздушный бой ВВС Израиля на этих Авиа 199 одержало 3 июля (3 июня в ВиКи) 1948 года, когда сбило два египетских бомбардировщика C-47 Дакота, бомбивших Тель-Авив. Вот вроде как фото того боя из Википедии.
Boeing 377M Stratocruiser (израильское имя Anak) американский четырёхмоторный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Boeing 377 Stratocruiser совершил свой первый полёт 8 июля 1947 года. Поступил Израиль в 1962 г. и компания IAI модернизировала его для использования в качестве военно-транспортного самолета. Хотя изначально у 377М и существовал грузовой прародитель/вариант - C-97 Stratofreighter. И у С-97 и у его пассажирской версии 377М был один прародитель - знаменитая "Суперкрепость" B-29/50 Superfortress, парочка которых в свое время сбросили ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и которая после реверс-инжиниринга стала нашим Ту-4.
А перед Боингом 377М французский вертолет Aerospatiale SA.318 Alouette II. Эксплуатировались в ВВС Израиля в 1957-1982 гг. Забавные вертолеты, мне они всегда нравились за "naked" конструкцию, выражаясь мотоциклетным термином.
И завершая ПЕРВУЮ часть о музее ВВС Израиля вот такая вот вам детская качалка в виде самолета, да?.....)))
...А вот и нет, это реальный авиатренажер ВВС Израиля, которые использовались для обучения пилотов в 50хх годах.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание и подписывайтесь, чтобы не пропустить интересные экземпляры из музея ВВС Израиля.