Для Голливуда 80-е годы прошлого века стали поистине золотыми в плане создания боевиков, которые зрители продолжают пересматривать даже спустя десятилетия. Конечно, они далеки от звериной серьёзности Джейсона Борна или изощрённых ужимок и прыжков «невыполнимых миссий», но свой неповторимый вкус имеют несомненно. Давайте вспомним о ярких образцах жанра и их главных звёздах. И немного поностальгируем, конечно.
Рэмбо: Первая кровь (1982 год, 16+)
Сюжеты многих боевиков той поры строятся на том, что сегодня принято называть военными преступлениями. Однако фильм Тэда Котчеффа, в целом соответствуя жанру и эпохе, являет собой нечто большее, чем их типичный образец, и поднимает сложный вопрос последствий войны для общества, даже если эта война была на другом конце света и давно закончилась.
Успех «Рэмбо» во многом обусловлен участием в качестве сценариста и исполнителя заглавной роли Сильвестра Сталлоне. Впоследствии актёр неоднозначно оценивал и фильм, и свою работу, но нельзя не признать – Слаю удалось создать сильный и запоминающийся образ, а имя Рэмбо стало нарицательным для мастеров военного дела и просто решительных людей, склонных к силовому разрешению личных обид.
В финале романа, на котором основан фильм, главный герой погибал, но создатели решили сделать франшизу и оставили его в живых. Однако ни одна из последующих частей не смогла даже приблизиться к оригиналу.
Коммандос (1985 год, 16+)
Пожалуй, самый популярный боевик у завсегдатаев видеосалонов неизменно собирал полные залы мальчишек, которых не смущал ни прямолинейный, как шпала, сюжет, ни сомнительные актёрские таланты Арнольда Шварценеггера, который после первого «Терминатора» стремительно становился главной звездой «стрелятельного» жанра, но играть толком не умел, поэтому компенсировал это старательной демонстрацией мускулов.
Во время съёмок создатели ставили себе задачу переплюнуть по количеству убитых «Рэмбо 2», поэтому некоторых негодяев железному Арни приходилось укокошивать ни один раз – спасибо накладным усам и парикам!
Лучшую характеристику «Коммандос» дал сам режиссёр Марк Л. Лестер, назвав своё детище «квинтэссенцией всех боевиков 80-х» и «дедушкой» жанра боевика. Сегодня с этим трудно не согласиться.
Полицейский из Беверли-хиллз (1984 год, 16+)
К моменту выхода лихого боевика с комедийными элементами Эдди Мёрфи уже успел сняться в отличных «48 часах», но именно роль Акселя Фоули сделала его по-настоящему большой звездой.
Полный лёгкой дурашливости и в то же время достойно снятых экшн-сцен фильм стал хитом проката, собрал внушительную кассу и породил два неплохих, но всё же уступающих оригиналу продолжения. Кстати, который год ходят слухи о том, что четвёртой части не миновать...
Секрет успеха «Полицейского», конечно, сам Мёрфи, будто бы созданный для роли обаятельного копа, который способен и запутанное дело расследовать, и смешно пошутить. Если бы главную роль получил Сильвестр Сталлоне, как изначально задумывали создатели, фильм вряд ли завоевал бы такую зрительскую любовь – слишком уж итальянец серьёзен.
Доспехи бога (1986 год, 16+)
Восьмидесятые стали временем настоящего прорыва для стран Азии не только в экономическом, но и в культурном плане, что особенно ярко отразилось в кинематографе. Именно в эту эпоху началось восхождение к мировой славе непревзойдённого Джеки Чана. На момент выхода «Доспехов» он уже не был новичком в кино, но именно эта картина (в которой он также является режиссёром и автором сценария) заставила говорить о нём как о будущей мировой суперзвезде.
Фильм переполняют трюки, необычные сюжетные ходы и смешные шутки, благодаря чему он хорошо смотрится и сегодня. Особенно крут саундтрек, автором и исполнителем которого также является мистер Чан.
Смертельное оружие (1987 год, 16+)
В числе первых зубодробительных боевиков в жанре «бадди-муви» оказалась динамичная и драматичная история о копах-напарниках, которых блистательно воплотили на экране Мэл Гибсон и Дэнни Гловер.
Взрывной темперамент первого и ворчливая мягкость второго, этакое единство противоположностей, не мешающее настоящей и крепкой мужской дружбе без какой-либо примеси гомоэротизма, пришлись по душе зрителям, и «Оружие» получило целых три продолжения, а недавно и сериал-ремейк.
Любопытно, что Гибсон играл полицейского Ригга с такой самоотдачей и мастерством, что впечатлённый именно этой его актёрской работой легендарный Франко Дзеффирелли затем пригласил Мэла на роль Гамлета.
Крепкий орешек (1988, 16+)
Изначально сюжет «Крепкого орешка» создавался как продолжение «Коммандо», однако будущий калифорнийский губернатор посчитал идею неинтересной, и сценарий переработали под нового главного героя. Может, оно и к лучшему, ведь фильм дал путёвку в большое кино Брюсу Уиллису.
По сути, «Орешек» – фильм-пограничник. Грамотно эксплуатируя лучшие приёмы боевиков 80-х, он свеж техническими новинками и харизматичным главным героем-одиночкой (персонаж не исчерпал себя и в последующих четырёх частях франшизы, но всё-таки постарел).
Через несколько лет благодаря таким картинам жанр боевика перерастёт свою «юность» и разовьётся в остросюжетный блокбастер, выход каждого из которых станет ярким событием мирового кино.
Сергей Лёвин и Дмитрий Носков, специально для «Анапского Черноморья»