Найти в Дзене
Чтец смыслов

О рабстве греху и о рабстве праведности

Митрополит Московский и Алтайский Макарий
Митрополит Московский и Алтайский Макарий

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский

Два господина. О рабстве греху и о рабстве праведности. Беседа в 4-ю по Пятидесятнице, на Послание к Римлянам, главу 6 стихи 18-23.

«В апостольском чтении, положенном в настоящую неделю, говорится о рабстве и свободе: о рабстве греху и о рабстве праведности, о свободе от греха и о свободе от праведности. Если грех и праведность уподобить господам, то грех нужно назвать нашим злым господином, а праведность добрым. Значит, кто освободился от греха, тот освободился от злого господина. Кто освободился от праведности, тот оставил доброго господина.

О рабстве и свободе такого рода Апостол и говорит римским христианам в читанном сегодня его послании. Благодарение Богу, говорит он, что вы, быв прежде, то есть до веры во Христа и крещения, рабами греха, теперь стали послушны учению Христову и крестились, а через крещение освободились от греха. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6, 17-18). Что значит быть рабом праведности? Апостол так разъясняет смысл этих слов: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим. 6,19). Какие члены? Есть члены у души, есть члены у тела.

Члены души: ум, сердце, воля. Члены тела: глаза, уши, руки, ноги и прочие. Как прежде ум твой взимался на разум Христов, не верил истине Христовой, отвергал евангельское учение или сомневался в нем — так теперь отдай разум свой в послушание Христу (2 Кор .10,5), верь, что слова Христовы истинны, и последуй им. Кто последовал за лжеучителями, которых ныне много, тот стал на путь лжи; кто последовал лжи, тот пошел за диаволом, ибо он есть ложь и отец лжи (Ин. 8, 44), виновник лжеучений. Истина и ложь, Христос и диавол — два господина, которым работают люди. Пойдешь за Христом — счастье найдешь: хотя работа Христу сперва кажется трудной и прискорбной, но потом делается легкой и приятной; пойдешь за диаволом — погубишь себя: хотя будет тебе сперва будто весело, но потом будешь горько плакать и сокрушаться под властью этого тирана. Итак, отречение от учений безбожных, лживых, еретических, сектантских будет осво­бождением ума от рабства греху и диаволу, как отцу лжи.

Другой орган души есть сердце. Отдай и сердце твое на служение праведности. Как прежде сердцем ты был далек от Бога, так теперь обратись сердцем к Богу; прежде для тебя любимый человек, любимое животное, любимая вещь, деньги, вино, честь, слава были твоим идолом- богом, о котором ты более всего думал, более всего старался угождать,— а теперь обратись сердцем к Богу, Его более всего старайся возлюбить, о Нем думать, Ему молиться, Ему угождать, Его волю исполнять.

Как прежде все желания и жизнь твоя были направлены на угождение миру — тому миру, который во зле лежит, и ты был рабом нечестивых пожеланий, правилом твоей жизни и деятельности был не закон Божий, а мир с его суетой, ты был рабом моды, рабом обычаев мира,— теперь старайся направить волю свою согласно с волей Божией, жизнь твою — по пути заповедей Божиих. Как прежде оскверняемы были грехом и зрение твое, и слух твой, и язык твой, и все члены твои, так теперь всё это направь на служение Богу, отвращай взор свой от суеты, слух — от злых, хульных речей, язык — от многословия, празднословия, осуждения; руки простирай не на хищение, а на подаяние милостыни; ноги направляй не в собрание разврата, не туда, где произносят речи хульные, богопротивные, направленные к разрушению богоучрежденного порядка, церковного или общественного, а туда, где собираются на молитву, для добрых бесед, где обсуждают дела правды и милости.

Как прежде весь ты работал греху, так теперь предай всего себя на служение праведности, на дела святые. Когда ты работал греху, то работал для своей погибели, потому что грех приводит к смерти: оброк греха — смерть (Рим. 6, 23). Какая смерть? Сперва смерть души, потом смерть тела, а потом смерть и тела и души, то есть мучения вечные, которые хуже смерти. А когда стал работать праведности, то плодом этого будет святость, а конец святости — жизнь вечная через Иисуса Христа и со Иисусом Христом, ибо кто Ему служит, тот с Ним и будет, как Он Сам сказал: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

Чтобы лучше уразуметь смысл апостольского чтения о рабстве греху и о рабстве праведности,

Выслушайте следующую притчу о двух господах.

Были два брата. Старший из них был рассудителен и опытен; младший был легкомыслен и склонен к забавам и удовольствиям.

Чтобы найти себе пропитание, они пошли в услужение к двум разным господам. Разлучаясь друг с другом, братья уговорились каждую неделю видеться на условном месте, чтобы сказывать, кому как живется. По истечении недели оба брата, по условию, сошлись на свидание. «Как живешь, брат? — спросил младший.— Каков твой господин?» — «Не знаю, что сказать на это: я и доволен, и нет. Господин наш и богат, и добр. Хорошо нам жить у него, да дела много. А ты как живешь?» — спросил он у младшего. «О, я не живу, а блаженствую. Всё дело мое состоит в том, чтобы или провожать господина в театр, на охоту в гости, или у себя принимать гостей; я советовал бы и тебе, брат, к нам перейти».

Еще прошла неделя и братья снова увиделись. «Что, решился ли ты оставить своего господина?» — «Нет,— отвечал старший брат,— теперь я думаю никогда не отходить от своего господина: он добрый, благородный человек. Какие богатые подарки нам делает! Теперь я при­вык к труду: мне ничего не стоит встать с восходом солнца и заниматься весь день. Я не понимаю, как я прежде жил без занятия и труда, как и ты теперь живешь. Я думаю, что ты должен скучать».— «О, нет,— сказал младший,— я не вижу как и время летит».

Прошла еще неделя. «Здоров ли ты, любезный брат? — спрашивает старший.—Ты бледен и худ. Тебя едва узнать можно».— «Ах, я едва могу ходить,— отвечал тот,— игры и забавы так истомили меня, измучили меня, что я опасаюсь, как бы не случилось со мной чего худого».— «Послушай, брат любезный,— сказал старший,—перемени образ жизни, оставь своего господина. Что будет, если он тебя сошлет от себя, когда ты не в состоянии будешь служить ему?» — «Я и сам об этом думаю»,— отвечал младший.

Через неделю старший брат пришел на место свидания, но млад­шего там не было. «Не болен ли он? Надо посетить его»,— подумал он. Подходя к дому, он в недальнем от себя расстоянии услышал стон и потом увидел брата, лежащего на голой земле. «Что с тобой, брат? Как ты очутился в таком положении?» — «Ах! — отвечал тот.— Сколь я был безумен, что служил такому господину, который не имеет ни чувства, ни совести. Услышав о моей болезни, он тотчас сказал мне, что не имеет во мне нужды. По приказанию его слуги вывели меня и оставили здесь умирать от болезни и горести».— «Несчастный брат,— сказал старший,— легкомыслие твое погубило тебя! Не пожелаешь ли теперь пойти со мной к моему господину, который по милосердию своему к бедным не отринет тебя?» У бедного появились слезы на глазах. «Веди меня к нему»,— сказал он и с трудом, опираясь на плечо брата, побрел к новому господину. Милосердый господин милостиво принял его, исцелил от болезни, приохотил к трудам и сделал его счастливым человеком.

Братья — это все мы. Господин, сперва принявший к себе столь ласково, а потом изгнавший от себя столь презрительно меньшого брата,— это мир, который обманывает людей ложным видом своего богатства, завлекает приманкой непрестанных забав и удовольствий и потом оставляет на явную гибель. Другой господин, строгий, но справедливый и благий, коему служил старший брат,— это Бог, Который, дав нам краткое время жизни, требует, чтобы мы его всё, без малейшего опущения, проводили в трудах. Служение Богу сначала кажется тяжким и трудным, но потом легким и приятным и оканчивается приобретением от Него богатейшего наследия — Царства Небесного. Блажен, кто в служении Богу проводил всё время своей жизни! Счастлив и тот, кто хотя и служил миру, но увидел его обман и пришел к Богу с искренним раскаянием и готовностью впредь служить Ему одному! Но горе тому, кто всю жизнь свою служит миру и умирает слугой мира!»