Найти тему
4 рюкзака историй

Как мы променяли заграницу на Железноводск

Семья москвичей отправилась путешествовать по России сразу после отмены ограничений. И пришла к выводу, что у нас не хуже, чем за рубежом

Аэропорт в Минводах
Аэропорт в Минводах

Напомним нашим читателям, что мы приехали в регион Кавминвод на вторые сутки после снятия ограничений — санатории, кафе и некоторые торговые центры заработали с 1 июля. Несколько жемчужин региона (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск) оживали буквально на наших глазах. В Минеральных Водах, где находится аэропорт, ограничения еще были достаточно жесткими. В частности, не работали подавляющее большинство ресторанов, многие люди ходили в масках и перчатках. А в городах-курортах словно шла другая жизнь. Нет, еще не такая, как раньше, до ковида. О пандемии напоминали редкие прохожие в масках, в основном — гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Они занавешивали лица даже в горах. Дом Лермонтова открылся только в день нашего отъезда — через неделю после снятия ограничений. Не было доступа к бюветам с минеральной водой в Пятигорске и Кисловодске. Но в Железноводске, куда нас занесло 6 июля, уже были открыты две скважины.

Наконец-то бюветы открылись
Наконец-то бюветы открылись

Мы снимали жилье в частном секторе Пятигорска. В Железноводск отправились на такси. Посадка — 30 рублей, километр — 26 целковых. От центра Пятигорска до санатория "Горный воздух" поездка обошлась нам в 200 рублей. Кстати, в Кавминводах основной транспорт — "Лада-Калина". Мы, москвичи, уже отвыкли от отечественных машин. Зато, на удивление, никого не укачало.

Железноводск нам расхвалили заранее. Отмечали, что в этот город-курорт сейчас вкладываются хорошие деньги в надежде на отдачу. Чистенький, аккуратный, кажется, что это — один большой санаторий. Этот город относительно молод. В 1810 году российский доктор немецкого происхождения Федор Гааз с помощью кабардинского князя Измаил-Бея Атажукова обнаружил на горе Железной минеральные источники.

Памятник Фёдору Гаазу
Памятник Фёдору Гаазу
Генерал Ермолов
Генерал Ермолов

Вскоре к подножию горы потянулись страждущие. В 1820 году здесь побывал и Александр Пушкин. В городе есть памятник поэту.

Пушкин словно что-то потерял в Железноводске
Пушкин словно что-то потерял в Железноводске

По инициативе генерала Ермолова начал обустраиваться курорт, появились купальни. Потихоньку образовалось поселение, к новому населенному пункту подтянули железную дорогу. Появился парк. Был построен удивительной красоты дворец эмира Бухарского. В двадцатом веке началось строительство гостиниц.

Дворец эмира Бухарского
Дворец эмира Бухарского

Благодаря трудам инженера Славянова была обустроена скважина N 16, вода из которой получила название по фамилии инженера. Это самая, на наш взгляд, вкусная минеральная водичка в Железноводске. Причем из кранов она течет горячей.

В 1917 году населенный пункт получил статус города. В годы войны он был 5 месяцев под оккупацией, от чего курортному хозяйству был нанесен серьезный урон. После войны город восстановили. Желающих жить в этой райском уголке было так много, что Совет Министров РСФСР в 1964 году постановил ограничить прописку в городе. Здесь появилась крупнейшая в Европе грязелечебница.

Из достопримечательностей стоит особенно отметить знаменитые ванны Островского, Пушкинскую галерею, здание вокзала.

На первый взгляд, Железноводск — идеальное место для пенсионеров, молодоженов и отдыхающих с детьми. Тусовки, драйв и светская жизнь — за этим в Пятигорск. Ходьба по горным тропам, шопинг (ну какой-никакой), уютные рестораны — пожалуйте в Кисловодск. А Железноводск — это релакс, размеренный образ жизни, ходьба от бювета к бювету, а также ежедневный неспешный променад по потрясающей красоты длиннейшей каскадной лестнице, ведущей к Курортному озеру. Пролет за пролетом, фонтан за фонтаном, памятник за памятником мы шли и ахали — как же красиво. Часть этой лестницы была построена в 1936 году. А в 2019 ее реконструировали и достроили так, что она выходит к озеру. Лестница состоит из более чем 600 ступеней. Говорят, что ехать в Железноводск надо даже только ради этой красоты.

Где вы ещё такое увидите?
Где вы ещё такое увидите?

Мы, гуляя по Железноводску, вспоминали венгерский Дебрецен с его термами. И пришли к выводу, что наш-то город ничем не хуже. И если в прошлом году мы мечтали ещё раз погрузиться в термы Дебрецена, то в этом планируем обязательно оздоровиться в Железноводске.

Памятник велосипедистке на берегу Курортного озера
Памятник велосипедистке на берегу Курортного озера