Найти тему
Группа ЦДС

Дома без мемориальных досок

Главная ассоциация с Черной речкой — Пушкин, хотя и в более позднее время в этих местах жили многие известные люди. Отправляемся на экскурсию.

Рядом со станцией метро “Черная речка” — масштабная послевоенная сталинская застройка. Казалось бы, ничего необычного, но стоит полистать ленинградские телефонные справочники середины прошлого века (тогда о сохранности персональных данных особо не думали), и видишь, что в квартале между улицами Савушкина и Школьной, Карельским переулком и набережной — очень много знаменитых фамилий.

Черная речка 12 Библиотека № 2 им ДА Фурманова
Черная речка 12 Библиотека № 2 им ДА Фурманова

То, что сейчас воспринимается почти как центр города, еще 70 лет назад было весьма отдаленным районом. Метро в пешей доступности здесь появится в начале 1980-х, трамвай — в 1960-е, когда город начал стремительно расти. Если не брать во внимание почти отсутствующий личный транспорт, единственной связью с центром поначалу были поезда до Финляндского вокзала.

Театральный район

В 1957 году сдается дом по улице Савушкина, 3. Квартиру в крайней со стороны Черной речки парадной получает семья Георгия Товстоногова, совсем недавно назначенного главным режиссером Большого драматического театра. Он приехал в Ленинград всего восемь лет назад, но уже успел получить имя и признание. Уже поставлена “Оптимистическая трагедия” на сцене Ленинградского театра драмы (за нее Товстоногов получил Ленинскую премию), уже проведены первые реформы в БДТ (уволена треть труппы), начинается золотая эпоха главного театра города.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

Кстати, в совсем непримечательных хрущевках рядом с рынком на Торжковской улице в 1960 году получили артисты БДТ. Главный режиссер лично выбивал их. Так соседями стали две семейные пары: молодые Олег Басилашвили и Татьяна Доронина, Павел Луспекаев и Инна Кириллова. Олег Валерианович до сих пор в труппе театра, а таможенник Верещагин из “Белого солнца пустыни” скоро вышел на пенсию по инвалидности — обострилась болезнь ног после фронтового ранения.

Двор дома №10 по набережной Черной речки — еще один творческий кластер. Здесь жил режиссер Ян Фрид, который снял “Собаку на сене” с Боярским и Тереховой в главных ролях и множество других музыкальных фильмов. Его соседом был Игорь Дмитриев, который за более чем полувековую актерскую карьеру исполнил сотни ролей в театре и кино. Здесь же — квартира Фрейндлихов. Бруно Артурович покинул Ленинград еще до того, как из города начали депортировать немцев, после войны вернулся в город, с 1948 года был артистом театра имени Пушкина (нынешний Александринский).

Родители Алисы Фрейндлих
Родители Алисы Фрейндлих

Правда, творческим этот район оставался совсем недолго: многие его жители делали карьеру и переезжали в более престижные места. Уже в середине 1970-х он стал обычным кварталом, но даже в XXI веке на набережной Черной речки можно было встретить заслуженных деятелей искусства.

Граф-музыкант и легендарный бас

Еще один житель дома на набережной Черной речки, 10 — профессор Ленинградской консерватории композитор Дмитрий Толстой. Сын писателя Алексея Толстого, ученик Дмитрия Шостаковича, автор сотен музыкальных произведений и книги мемуаров “Для чего это было” выезжал из дома только на лекции, а большую часть времени проводил в своей квартире. Он не был затворником — к нему постоянно заходили студенты и коллеги, но считал, что в привычных условиях ему проще и комфортнее работать.

Дом на Набережной Черной речки, 12, куда сейчас упирается Коломяжский путепровод, — один из адресов оперного певца Бориса Штоколова. Парень из Кемеровской области скорее всего стал бы военным: он отучился в школе юнг и поступил в летную спецшколу. Но на курсантском концерте его заметил маршал Жуков и посоветовал пойти в консерваторию. Отказаться было нельзя, и вместо одного из офицеров мир узнал о выдающемся певце. С 1959 года Штоколов — солист театра имени Кирова (сейчас — Мариинский). В его послужном списке — десятки опер, концерты русских народных песен и романсов, гастроли по всему миру.

Голос города

Во дворе дома №20 по набережной Черной речки несколько лет назад открыли сквер имени Ольги Берггольц. Здесь поэтесса жила с 1959 по 1975 год. В центре — гранитная композиция с пишущей машинкой, микрофоном, дневником поэтессы, и ее стихи.

Голос автора нескольких детских книжек стал настоящим символом блокадного Ленинграда, олицетворяющим его стойкость и мужество. Горожане собирались возле репродукторов, чтобы услышать ее слова, вселяющие надежду на лучшее будущее. Эта вера заставляла обессилевших людей подниматься и идти, помогала жить за гранью человеческих возможностей.

Сквер имени Ольги Берггольц
Сквер имени Ольги Берггольц

Она выступала на радио почти ежедневно на протяжении всех 900 блокадных дней. При этом Ольга Федоровна сидела на голодном пайке и была на грани смерти от истощения. Именно ей принадлежит знаменитая фраза «Никто не забыт и ничто не забыто».

Русская литература и облик Петербурга

В одном доме с Борисом Штоколовым несколько лет жил филолог Дмитрий Лихачев. Он родился в начале Серебряного века русской культуры, а умер за год до начала третьего тысячелетия. В ЛГУ вместе с однокурсниками он организовал кружок, изучавший филологию древних славян и получил не академическое признание, а арест, Соловецкий лагерь и строительство Беломорканала. В 1932-м, после освобождения он возвращается в Ленинград и заканчивает университет.

Дмитрий Лихачев в своей петербургской квартире (фото Лев Шерстенников)
Дмитрий Лихачев в своей петербургской квартире (фото Лев Шерстенников)

Исследования Лихачева охватывают всю историю российской филологии и культуры — от возникновения письменности до наших дней. Еще одна важная тема его работ — Петербург. Он считал город живым воплощением единства российской и европейской культур. Его уникальная связь со всем миром выражается и в науке, и в архитектуре. Академизм Петербурга доводит архитектурные стили до классического воплощения, его облик не перепутать ни с чем.

Новое время

За годы, которые прошли с появления на Черной речке массовой застройки, многое изменилось — домостроительные стандарты, планировки и отделочные материалы.

Квартал ЦДС “Черная речка”
Квартал ЦДС “Черная речка”

Квартал ЦДС “Черная речка” воплощает в себе современную европейскую архитектуру, актуальные технические решения и великолепное местоположение. Идеи академика Лихачева остаются актуальными и воплощаются в наше время. Новые кварталы становятся частью меняющего городского ландшафта, органично вплетаясь в уже существующую городскую среду. Память о прошлых поколениях, которые оставили свой след в истории, становится источником вдохновения, тем нематериальным, что отличает Петербург от любого другого города России.