Сегодня я решил сделать ликбез о гитарной компании, да не абы какой, а о гитарном гиганте Jackson/Charvel. Да, он и так у всех на слуху, но я попытаюсь изложить его историю достаточно подробно для тех, кому это интересно, но до сих пор было лень искать в интернете. Так как история компании долгая и насыщенная, ликбез будет в нескольких частях: первая об американских джексонах, а вторая, и, возможно, третья о японских и о прочих(то есть, обо всех джексах/чарвелах из "малопрестижных" мест производства). В таком порядке части и будут публиковаться, поэтому сегодня поговорим об американцах.
В общем, жил-был в США один гитарный мастер по имени Уэйн Чарвел. В семидесятых он успел поработать на Fender, и в 1974 году им была создана собственная гитарная мастерская имени себя. Сначала он просто ремонтировал гитары, потом стал производить запчасти к ним, а вскоре начал и делать собственные инструменты. Типичный американский Чарвел - это стратоподобная гитара(хотя была еще Charvel Star), c болченым гифом, стратовым тремоло, одним или двумя хамбакерами и иногда с графикой на деке. Найти на просторах интернета американские чарвелы, датированные ранее чем 1978 годом не удалось, хотя не исключено, что делались они и раньше. В том же 1978 году Чарвел продал компанию своему помощнику, Гроверу Джексону. Несмотря на это, гитары названия не поменяли и до 1981 года производились только под вывеской Charvel.
В 1981 году Гровер Джексон взялся делать гитару для известного по работе с Quiet Riot и Оззи Осборном гитариста Рэнди Роадса. В итоге совместной работы получилась асимметричная стрела со сквозным грифом и "клюшкой" вместо головы грифа. Джексон побоялся подмочить репутацию гитар Чарвела довольно странной для своего времени моделью и поэтому озаглавил ее Jackson Concorde. Правда, Роадс вскоре погиб, и поэтому "Конкорд" в серию так и не пошел, а его "преемник" Jackson RR уже был довольно сильно изменен к моменту вхождения в серию.
Гровер Джексон посчитал эксперимент довольно успешным, и его компания принялась разрабатывать всякие гитары под метал уже под фамилией Гровера, а не Уэйна: в 1983-1985 году были разработаны все популярные джексоновские формы: Soloist, Kelly, Dinky, King V(исключение разве что Warior, да и его можно считать гибридом упомянутых Star и Kelly). Серийные номера выбивать начали не сразу: видел, например солоисты 84 года, на которых серийника нет. На сквозногрифовых гитарах он, как правило, на конце накладки, на болченых - выштампован на некплейте.
Долгое время в модельном ряде Jackson для каждой модели существовали варианты Student и Custom: студенты - дешевые (но не значит некачественные) варианты с минимумом внешних наворотов: обычно 2 хамбакера(хотя есть и h/s/s версии), палисандровая накладка, инкрустация точками и отсутствие окантовки. Кастомы же делались по спецификациям заказчиков, но традиционно имели кант по грифу, накладку из черного дерева и инкрустацию в виде "плавников". Иногда среди кастомов были довольно нестандартные варианты: например, есть фото Дэйва Мастейна с белым King V, на котором стоят хамбакер и два сингла, что для такой формы очень неканонично.
Все это великолепие плавно перетекло в серию USA Select, которая существует без существенных изменений и по сей день(хотя вне США с джексонами творится настоящий ужас, но об этом в следующих частях). Серия включает в себя модели(далее будут как ныне живые, так и снятые с производства известные модели) DK1(динки h/s/s либо h/h, 1987-н.в., был вариант Dinky Elite с кленовым топом, 1996-1998), DR2(динки с реверсной головой, 1995-1998), SL1(солоист h/s/s, в 1984-1987 иногда комплектовался тремя раздельными тумблерами на каждый датчик, что лично мне очень нравится, до сих пор в производстве), SL2H(солоист h/h, производится), Fusion(динки х/c/c с мензурой 24,75", 1990-1994), SDK-1(нечто вроде японского Jackson Stealth с башкой 3/3, 1996-1998), PC1(подписная модель Фила Коллена), RR1(сквозногрифовой РР, производится), RR2(болченый РР, 1996-1997), AT-1(арктоп-суперстрат, 1996-1998), KV1(подписная модель Мастейна, 1993-2001), KV2(сквозная стрела, 1998-н.в.), WR1(Warrior, 1993-н.в.), KE1(однохамбакерная Келли, подписная модель Марти Фридмана), KE2(келли с двумя хамбарями) а так же Jackson Stratbody(болченые гитары с стратоподобными корпусами, но джексоновской клюшкой, подобны поздним американским чарвелам). Индекс T в названии модели говорит нам об отсутствии Floyd Rose бриджа и наличии вместо него Tune-o-Matic(напр. RR1T, SL2HT, KV2T).
До 1987(хотя разные источники называют разные даты, от конца 1986 до 1988 года) производство и Чарвелов, и Джексонов базировалось в Сан-Димасе, и гитары оттуда считаются самыми "трушными" среди всех, выпущенных компанией. Потом Джексон переехал в Онтарио. В 1997 году фирма была выкуплена AKAI, а в 2002 ее перепродали Fender, и тогда Джексоны жутко скатились, но американцев это затронуло в наименьшей степени, поэтому подробно об этом поговорим во 2 части.
Что до чарвелов, под этой вывеской уже после дебюта бренда Jackson в 1981-1985 выпускались все такие же стратоиды, разве что позднее на некоторые из них стали ставить грифы с джексоноподобными клюшками. В 1986 году американские чарвелы навсегда прекратили свое существование и началась эра японских чарвелов, но это уже совсем другая история, и о ней я расскажу в следующей части...