Найти в Дзене

Худший день пианиста

Как-то раз я проходила стажировку оперных концертмейстеров в Большом Театре в Москве. Первую неделю я прибывала в шоке от того, что мы работали по 14-15 часов с одним перерывом 30 минут на обед. Но это ладно. В любом театре идёт такой режим, когда остается месяц до премьеры. А, кстати, у нас за месяц была подготовка четырёх опер. И на всех лишь 4 пианистки (хор, сценические репетиции, отдельно с вокалистами, отдельно с дирижерами, прогоны и тд). Но ладно, это лирическое вступление. Худший мой день начался в 10 утра. Мы с режиссером работали над партией Любаши из оперы "Царская Невеста" Н.А.Римского-Корсакова. Вокалистка была вне образа все репетиции, поэтому режиссер решил взять отдельно часы, чтобы позаниматься с ней индивидуально. Начали учить Песню Любаши. Эту песню она поет Грязному, своему любимому, который к ней охладел. В это песне играет и ревность, нужно этой песней затронуть его душу, в общем, спеть очень и очень в образе женщины, которая теряет любимого. Вокалистка спела

Как-то раз я проходила стажировку оперных концертмейстеров в Большом Театре в Москве. Первую неделю я прибывала в шоке от того, что мы работали по 14-15 часов с одним перерывом 30 минут на обед.

Но это ладно. В любом театре идёт такой режим, когда остается месяц до премьеры. А, кстати, у нас за месяц была подготовка четырёх опер. И на всех лишь 4 пианистки (хор, сценические репетиции, отдельно с вокалистами, отдельно с дирижерами, прогоны и тд).

Но ладно, это лирическое вступление.

Худший мой день начался в 10 утра. Мы с режиссером работали над партией Любаши из оперы "Царская Невеста" Н.А.Римского-Корсакова.

Вокалистка была вне образа все репетиции, поэтому режиссер решил взять отдельно часы, чтобы позаниматься с ней индивидуально.

Начали учить Песню Любаши. Эту песню она поет Грязному, своему любимому, который к ней охладел. В это песне играет и ревность, нужно этой песней затронуть его душу, в общем, спеть очень и очень в образе женщины, которая теряет любимого.

Вокалистка спела. Ничего. Все понимают, что не трогает, просто идёт текст.

Режиссер начинает объяснять какие эмоции у нее должны быть.

Пробуем еще раз. Ничего. Я пианист, стараюсь не лезть в технику вокалиста, но я понимаю, что эмоционально это не выходит.

Режиссер переходит к другой методике, которая называется "Вспомни себя в похожей ситуации". Тут выясняется, что вокалистка никогда в жизни не ревновала, никогда от нее мужчина не уходил, её в жизни никто не предавал. При этом ей около 35 лет.

Мы все начинаем ей рассказывать, пытаться вытянуть хоть какие-то эмоции.

Весь день я играла 4 строчки. Голова уже болела, думала, что еще немного и я либо психану, либо упаду в обморок или еще что. Плюс, на улице в тот день была жара, в классе было очень душно..

Проходит часов 5 работы, вроде что-то стало вырисовываться. Сделали перерыв, после стали работать дальше над партией, где нужно очень ярко показывать свой образ. Без Любаши эта опера теряет ту драму, которая очень важна.

Начали работать часов в 10, перерыв был где-то в 14-15. Дальше работали еще часа 3 и тут приходит дирижер, чтобы проверить наши успехи.

Естественно, его больше интересовала сцена этой Песни, так как все понимают , что она должна затронуть душу не только Грязного, но и весь зал. Без этого спектакль будет провальным.

Я начинаю играть заранее до её вступления минуты на 2.

Она выходит, поёт. Дирижёр слушает её сольную песню и мы с режиссёром понимаем, что вся наша работа, весь наш день просто можно вычеркнуть. Она не сделала ничего.

В этот миг я понимаю и ощущаю полную пустоту, разочарование, злость, огорчение. Настолько, что у меня полились слёзы.

Репетиции были сложными, мы всю энергию вложили в этого человека, всю душу, знания, приводили ей примеры своего жизненные опыты, чтобы хоть что-то вытянуть из её.

Технически вокально у неё всё было прекрасно. Но не образ.

Дирижер послушал и говорит: "Дмитрий, Александра, а над чем вы работали весь день?". Мы с режиссёром переглянулись, закрыли ноты, рассказали ему весь наш день, все пришли к выводу , что этой вокалистке не нужно петь эту партию на данный период её жизни. Дирижёр дал новые задачи на следующий день и ушел. Мы сидим в гробовой тишине, Дмитрий и я не могли даже пошевелиться, так как поняли, что это просто провальный день. Мы стучали в стену и не достучались. Переглянулись и пошли в бар от бессилия и полной опустошенности.

Мне казалось, что любой человек с такими коллегами сможет за столько часов заговорить немного на иностранном языке, да не важно, но хоть что-то. Хоть какой-то прогресс.

Но мы с ним увидели в конце дня результат, в котором не было никаких улучшений. От слова совсем.

Сказать, что я испытала творческую боль - не сказать ничего.

Вот такие дни бывают у музыкантов. Опыт? Возможно. Но этот опыт не даёт ничего, кроме как физической усталости и эмоциональной.

У вас было что-то похожее в вашей жизни?