На окраине города Ливны Орловской области, стоит мукомольная мельница купцов Адамовых, она же просто Адамова Мельница. Построенная в 1873 году она стала не только памятником архитектуры, но и тому, почему не нужно экономить на проектных работах, нанимая себе студента по блату.
Ну так вот.
Купец Федор Иванович Адамов решил сэкономить на проекте и строил мельницу по проекту сына Михаила — на тот момент - студента Петровско-Разумовской академии. Проект был непростым, так что не сынок-студент, не заказчик-отец его не смогли потянуть.
Случилось так, что гидротурбины в день пуска не смогли провернуться. Для купца Адамова-старшего, который, хоть и сэкономил на проекте, но всё равно вбухал в него не мало денег, это оказалось катастрофой, что прямо в день неудачного пуска своего детища он поехал кукухой и повесился.
После чего проект переработали, и мельница вроде бы заработала, но если вы думаете, что на этом история благополучно закончилась, то не тут-то было. Заработавшая мельница подняла уровень Сосны так, что затопила мельницу другого купца Леонова. Леонов подал на Адамова-младшего в суд. Была назначена экспертиза, которая выявила очередной косяк проекта и с Михаила Адамова в 1885 году взыскали кругленькую сумму.
Однако на поданную Адамовым апелляцию Московская судебная палата вынесла решение в его пользу. С ним не согласился Леонов, но сенат утвердил решение палаты. Адамов одержал победу, несмотря на то, что интересы города представлял известный адвокат Ф. Н. Плевако.
Мораль сей басни такова, что если косячишь в проекте, умей подмазать вышестоящих чиновников.
После чего Михаил Адамов по сути стал эдаким мучным олигархом Ельца и окрестностей. Занимался меценатством, руководил постройкой церквей и амбулатории в Ливнах, организацией телефонной связи в городе. И даже организовал местный аналог материнского капитала (для своих): платил родителям каждого новорожденного у рабочих мельницы по 25 рублей
Послеоктябрьской революции, Адамов пытался выказать лояльность к новой власти и передал свои земли, магазины и мельницу и избрался в городскую управу.
Однако дом на Соборной улице у него отобрали, оставив одну комнату. В 1922 году Адамов уехал в Ялту, и через некоторое время скончался.
Мельница использовалась по своему прямому назначению до начала Великой Отечественной войны. Перед тем как оставить Ливны немецким войскам, местная власть, во исполнение директив руководства, демонтировала и вывезла оборудование, а здание безуспешно пыталась подорвать. Результат усилий выразился в частичном разрушении его угла.
В 80х годах была попытка переделать её под дом отдыха, но дело так и заглохло. Так и стоит она на окраине Ливен в руинах.
Бонусом к статье
В нескольких километрах от Адамовой мельницы (если пройти вдоль реки) находится село Кунач, в котором расположены довольно атмосферные руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной почти в одно время с Адамовой мельницей, в 1884 году.
В 1917 году её упомянул Иван Бунин в своём дневнике:
В с. Куначьем есть чудотворная икона Николая Угодника. Мужики, говоря, что все это "обман" постановили "изничтожить" эту икону. Но 9 мая разразиласть метель - испугались"
Не смотря на то, что храм стоит в руинах, внутри сохранились очень даже неплохие и в большом количестве росписи.
Если присмотреться, то в стенах и фресках видны дыры от пуль.