Найти тему

Ислам в Восточной Африке: часть 1.

Когда мы задаемся вопросом о том, как ислам проник в Африку, то скорее всего в голове выстраивается следующий путь: в начале он зародился на Ближнем Востоке, затем появился в Северной Африке и оттуда начал постепенно распространяться по континенту.

Но это совсем не так.

Поскольку я нахожусь в регионе Восточной Африки, решила изучить распространение ислама именно в этой части материка.

В исламской истории этого региона можно выделить три периода:

Первым был период раннего заселения мусульман в прибрежные районы, где предводительствовали племена Банту. Об этой эпохе мало что известно, но некоторые местные жители банту в конечном итоге приняли ислам, главным образом в крупных портовых городах.

-2

Второй период, называемый Ширази (или Ширазиан), включал в себя создание ряда небольших поселений вдоль восточного побережья континента и на Коморских островах, достигших своего пика между XIII и XV вв. Смешанные браки арабских и персидских поселенцев с местными женщинами банту привели к созданию новой группы людей – суахили (береговые деятели), чей язык в конечном итоге станет «лингва-франкой» для побережья и, гораздо позже, для большей части Восточной Африки. Тем не менее, эти взаимодействия были полностью локализованы вдоль побережья, и внутренняя торговля или религиозная конверсия происходили незначительно. Этот период закончился португальской колонизацией региона.

Карта распространения языка суахили на континенте.
Карта распространения языка суахили на континенте.

Третий период характеризовался подъемом острова Занзибар в современной Танзании и вызвал влияние хадрами-шиитского ислама. По мере того, как португальский колониализм в Восточной Африке пришел в упадок, там поселились лидеры хадрами-шиитов из современного Йемена, за которыми последовали оманцы.

Саид ибн Султан (известен под именем Сеид Саид) - султан Маската, Омана и Занзибара. Перенёс свою столицу из Омана в Занзибар. После смерти Сеида Саида султанат распался на два независимых государства — Оман и Занзибар.
Саид ибн Султан (известен под именем Сеид Саид) - султан Маската, Омана и Занзибара. Перенёс свою столицу из Омана в Занзибар. После смерти Сеида Саида султанат распался на два независимых государства — Оман и Занзибар.

Начиная с 1813 года Сайид Саид ибн Султан из Омана начал устанавливать контроль над островами у восточного побережья Африки, такими как Ламу и Пате. В 1828 году он завоевал Момбасу (в соврем. Кении), а в 1840 году окончательно перенес весь свой двор из Омана на Занзибар. Расцвет Занзибара был также эпохой торговли с государствами, располагавшимися вдоль побережья Индийского океана, особенно торговлей рабами.

Типпу Тиб - занзибарско-суахилийский торговец и делец смешанного происхождения, получивший известность под прозвищем «Типпу Тиб», полученным им в результате болезни глаз, сделавшей его слепым. Печально известный работорговец, владелец плантаций и губернатор, служивший султанам Занзибара, он организовал много торговых экспедиций в Центральную и Восточную Африку с целью получения рабов и слоновой кости. Он создал много прибыльных торговых постов, достигших глубин Центральной Африки.
Типпу Тиб - занзибарско-суахилийский торговец и делец смешанного происхождения, получивший известность под прозвищем «Типпу Тиб», полученным им в результате болезни глаз, сделавшей его слепым. Печально известный работорговец, владелец плантаций и губернатор, служивший султанам Занзибара, он организовал много торговых экспедиций в Центральную и Восточную Африку с целью получения рабов и слоновой кости. Он создал много прибыльных торговых постов, достигших глубин Центральной Африки.

Здесь обосновались азиатские купцы, в частности иммигранты с индийского субконтинента, которые привозили свой капитал. Поскольку коммерческие товары требовали коммуникаций и торговых связей с внутренними районами, вдоль побережья были созданы новые порты в качестве пунктов отправления по внутренним маршрутам, ведущим в регион Великих озер. Несмотря на то, что оманские правители Занзибара не стремились активно распространять ислам во внутренних регионах, тем не менее он прижился среди рабов и в некоторых племенах, особенно связанных с торговлей.

Арабские жители Занзибара, 1890 г.
Арабские жители Занзибара, 1890 г.

Европейская колонизация, на этот раз возглавляемая немцами, а затем британцами и бельгийцами, непреднамеренно привела к усилению исламизации во внутренних регионах. Немецкий контроль начался в Танганьике (неостровные районы современной Танзании) в 1884 году через немецкую Ост-Индскую африканскую компанию (Deutsche-Ostafrikanische Gesellschaft, или DOAG). К 1890 году немцы захватили прибрежный пояс длиной в десять миль, который принадлежал занзибарскому султанату, и установили полный контроль над территориями, которые будут носить имя Танганьика.

Европейское правление и прекращение работорговли привели к дальнейшему открытию внутреннего пространства для торговли на более мирных условиях. Таким образом Танганьика стала воротами в остальную часть Восточной Африки и, в некоторой степени, в Центральную Африку.

Представитель британских колониальных властей позирует с работорговцами Занзибара. Самый правый - Хамад бин Мухаммад бин Джамах бин Раджаб бин Мухаммад бин Саид аль-Муграби, а точнее тот самый Типпу Тиб, самый известный занзибарский работорговец, погибший в 1905 году от малярии.
Представитель британских колониальных властей позирует с работорговцами Занзибара. Самый правый - Хамад бин Мухаммад бин Джамах бин Раджаб бин Мухаммад бин Саид аль-Муграби, а точнее тот самый Типпу Тиб, самый известный занзибарский работорговец, погибший в 1905 году от малярии.

Распространение ислама в Восточной Африке последовало за созданием железных дорог, при этом наиболее важным исламским центром во внутренних регионах был Уджиджи (соврем. Танзания) на озере Танганьика и этому способствовало то, что немцы изначально нанимали мусульман в качестве чиновников, полицейских, солдат и учителей. Религиозная конверсия продолжались при британском колониализме во время Первой мировой войны в так называемом движении «Маулиди» (названо в честь годовщины дня рождения Пророка Мухаммеда), но постепенно замедлилась в 1930-х гг.

Третий период закончился деколонизацией в 1950-х и 1960-х гг.

Читайте также:

Ислам в Восточной Африке: часть 2. Особенно ислама в этом регионе.

Ислам в Восточной Африке: часть 3. Основные источники экстремизма и терроризма в регионе.

Ислам в Восточной Африке: часть 4. Самые известные террористические атаки.