Когда мы задаемся вопросом о том, как ислам проник в Африку, то скорее всего в голове выстраивается следующий путь: в начале он зародился на Ближнем Востоке, затем появился в Северной Африке и оттуда начал постепенно распространяться по континенту.
Но это совсем не так.
Поскольку я нахожусь в регионе Восточной Африки, решила изучить распространение ислама именно в этой части материка.
В исламской истории этого региона можно выделить три периода:
Первым был период раннего заселения мусульман в прибрежные районы, где предводительствовали племена Банту. Об этой эпохе мало что известно, но некоторые местные жители банту в конечном итоге приняли ислам, главным образом в крупных портовых городах.
Второй период, называемый Ширази (или Ширазиан), включал в себя создание ряда небольших поселений вдоль восточного побережья континента и на Коморских островах, достигших своего пика между XIII и XV вв. Смешанные браки арабских и персидских поселенцев с местными женщинами банту привели к созданию новой группы людей – суахили (береговые деятели), чей язык в конечном итоге станет «лингва-франкой» для побережья и, гораздо позже, для большей части Восточной Африки. Тем не менее, эти взаимодействия были полностью локализованы вдоль побережья, и внутренняя торговля или религиозная конверсия происходили незначительно. Этот период закончился португальской колонизацией региона.
Третий период характеризовался подъемом острова Занзибар в современной Танзании и вызвал влияние хадрами-шиитского ислама. По мере того, как португальский колониализм в Восточной Африке пришел в упадок, там поселились лидеры хадрами-шиитов из современного Йемена, за которыми последовали оманцы.
Начиная с 1813 года Сайид Саид ибн Султан из Омана начал устанавливать контроль над островами у восточного побережья Африки, такими как Ламу и Пате. В 1828 году он завоевал Момбасу (в соврем. Кении), а в 1840 году окончательно перенес весь свой двор из Омана на Занзибар. Расцвет Занзибара был также эпохой торговли с государствами, располагавшимися вдоль побережья Индийского океана, особенно торговлей рабами.
Здесь обосновались азиатские купцы, в частности иммигранты с индийского субконтинента, которые привозили свой капитал. Поскольку коммерческие товары требовали коммуникаций и торговых связей с внутренними районами, вдоль побережья были созданы новые порты в качестве пунктов отправления по внутренним маршрутам, ведущим в регион Великих озер. Несмотря на то, что оманские правители Занзибара не стремились активно распространять ислам во внутренних регионах, тем не менее он прижился среди рабов и в некоторых племенах, особенно связанных с торговлей.
Европейская колонизация, на этот раз возглавляемая немцами, а затем британцами и бельгийцами, непреднамеренно привела к усилению исламизации во внутренних регионах. Немецкий контроль начался в Танганьике (неостровные районы современной Танзании) в 1884 году через немецкую Ост-Индскую африканскую компанию (Deutsche-Ostafrikanische Gesellschaft, или DOAG). К 1890 году немцы захватили прибрежный пояс длиной в десять миль, который принадлежал занзибарскому султанату, и установили полный контроль над территориями, которые будут носить имя Танганьика.
Европейское правление и прекращение работорговли привели к дальнейшему открытию внутреннего пространства для торговли на более мирных условиях. Таким образом Танганьика стала воротами в остальную часть Восточной Африки и, в некоторой степени, в Центральную Африку.
Распространение ислама в Восточной Африке последовало за созданием железных дорог, при этом наиболее важным исламским центром во внутренних регионах был Уджиджи (соврем. Танзания) на озере Танганьика и этому способствовало то, что немцы изначально нанимали мусульман в качестве чиновников, полицейских, солдат и учителей. Религиозная конверсия продолжались при британском колониализме во время Первой мировой войны в так называемом движении «Маулиди» (названо в честь годовщины дня рождения Пророка Мухаммеда), но постепенно замедлилась в 1930-х гг.
Третий период закончился деколонизацией в 1950-х и 1960-х гг.
Читайте также:
Ислам в Восточной Африке: часть 2. Особенно ислама в этом регионе.
Ислам в Восточной Африке: часть 3. Основные источники экстремизма и терроризма в регионе.
Ислам в Восточной Африке: часть 4. Самые известные террористические атаки.