Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Сверхзвук

Оглавление

Александр Жибров

Август. Суббота. Обычный контрольный полет в зону на малой высоте. Мой инструктор, капитан Тимошенко Станислав Михайлович, пребывая в отличнейшем настроении, решил расслабиться.

После взлета и отхода в 3-ю зону (н.п. Долганка, если память не изменяет) все выполняли как положено. Долганка – длиннющая деревня, вдоль одной, улицы, как положено, с сельсоветом посередине и бочкой пива, где в это время тоже «расслаблялось» мужское население.

-2

Подходя к зоне, понял, что шеф «что-то» хочет показать. Я тем временем доложил, что зону занял. После этого по СПУ услышал:

- Отпусти ручку, я сам.

Встали точно вдоль улицы, высота пошла вниз. 300…200…100… ну, и потихоньку дальше уменьшается метров 20. Скорость к 900 км/час подходит. Впереди стало хорошо видно уже саму бочку с пивом и поворачивающиеся головы колхозников (кстати, там часто «грешили» и инструктора, и курсанты подобным образом).

Чтобы было все красиво, инструктор включает «форсаж», пошла «горка» с углами тангажа под 60-70 и бочки, одна, вторая, третья. Потом пикирование - вывод, над местом розлива пива, форсаж - боевой разворот. Все это повторил несколько раз и все вокруг сельсовета.

Шеф отвел душу, дал и мне «порулить» немного и выполнив «контрольный спуск» (заход в обратном направлении) горкой стали набирать высоту выхода на аэродром.

И вот пока мы таким образом выполняли задание в зоне на всех этих режимах, ( потом уже на земле анализируя) я слышал не совсем обычный звук двигателей - как будто "шелест" раздавался, не привычно как-то показалось.

А тем временем заходим на посадку и между «дальним» и «ближним» кто-то из курсантов вырулил на ВПП, поторопился.

РП дает команду - уйти на второй круг.

«Максимал», набор и первый разворот (но опять звук двигателей звучал неестественно, но, честно говоря, не придал этому значения).

После посадки и заруливания на ЦЗТ, смотрю техник самолета что-то показывает рукой на двигатель. Сам посмотрел. Конус выпущен!

Думаю – «совсем что ли шеф заскучал и решил на руление конусами побаловаться»?

Выключил двигатели, жду чеки.

Поднявшийся по стремянке техник, спросил удивленно:

- А конуса зачем выпускали и не убрали?

Сразу вспомнился и звук двигателей не обычный! Объяснить –"почему они в таком положении" не мог!

Шеф вылез из кабины, понимая, чем могло закончиться наше задание в зоне, сказал все, что думал по этому поводу, закурил и …пошел в высотку, тихонько приговаривая:

- Бл...! Показывай им еще д....!

Долго сидел потом в кабине, мучаясь одним вопросом:

- Как они могли выйти?

Злополучные конуса… Там же и две лампочки (справа - вверху) горели на приборной доске. Рукавом не заденешь - переключатели под скобой? Ничего так я и не вспомнил! А отлетали мы все задание с выпущенными конусами, как на "сверхзвуке"… Ну "курсант", что с него взять!

Полет в составе пары

Подошло время и приступили к полетам в составе пары. Сразу предупредили, что на Яке довольно трудно выдерживать свое место в строю, да и сам полет «тяжелый». Нет «воздушных тормозов» и дается этот вид полетов довольно сложно для курсантов.

Шеф (инструктор) долго и тщательно рассказывал все особенности полета. Скажу честно – подошли мы (курсанты) в экипаже к этому слегка несерьезно. За основу взяли принцип – «знаем, летали на Илах, справимся!»

-3

Первый полет сразу поставил на место. Взлетели по – одному, и «догоном» начинаю приближаться к ведущему. В передней кабине на «спарке» хороший летчик – инструктор. Он пришел в Камень из боевого полка, имел первый класс. В управление не вмешивался, разве что дал пару советов.

Догоняю ведущего, скорость разогнал, дай боже! Самолет ведущего довольно далеко. Сближение идет медленно (так показалось), все что рассказывал инструктор – позабыл!

Добавляю еще оборотов и тут же вмешивается инструктор:

- Не гони! Не гони! Сейчас обгоним!!!

Да куда там, сами с усами! Держу обороты и скорость намного превышает необходимую при догоне.

Непроизвольно вырвалось:

- Нормально будет…

- Ну – ну! Сейчас «лаптями» тормозить будем!

Правильно говорят – опыт не пропьешь и в магазине не купишь! Самолет ведущего из точки на горизонте моментально превратился в настоящий самолет. Только успел выдать в эфир, как учили:

- ХХХ, обгоняю справа!

- Что и следовало доказать!

Промчались, как на ракете, с правой стороны от ведущего, не помогли и полностью до «Малого газа» убранные обороты двигателей! Не меняя курса – лечу!

Ведущий еще очень долго нас догонял, время «сбора» показалось вечностью.

Уже потом, заняв место в правом пеленге, намаялся выдерживая свое место в строю. Спина мокрая, ничего не получается…

Посмотрев на мои мучения, после окончания задания в зоне, инструктор сказал:

- Держись легонько за «ручку» и смотри, как летают в боевом полку парой!

Самолет мгновенно встал на расстоянии 2-3 метра справа от самолета ведущего, и весь оставшийся, полет мы шли как «приклеенные», как на параде. Впечатлило!

А инструктор спокойно рассказывал – где и что как делать. После такого полета лишний раз убедился, что в авиации на «Ура!» ничего не получится.

-4

День рождения

Так совпало на четвертом курсе, что день рождения пришелся на воскресение. Планов никаких не было особенных. А тут, с утра, набирали команду для работ на «дачу Командующего».

Конечно, дача звучит гордо, но это было пару охотничьих домиков, типа «профилактория», инструктора там частенько ездили на охоту. Дедушка с бабушкой (местные) вели хозяйство, точнее, присматривали, а нас периодически отправляли для работ по обустройству. Немного работали, но в большинстве своем – отдыхали.

Вот и в этот день, приехав, сразу взялись за приготовление ухи. Деваться было некуда, поехали, взяв телегу у хозяев, в деревню, в магазин.

-5
-6

Взяли… Хорошо взяли. Настроение у всех было нормальное – солнышко, свежий воздух, отличная рыбалка! Что еще курсанту надо? Отпраздновали мы очень хорошо, потому что еще, минимум пару раз, приходилось запрягать «иноходца» в магазин.

За отдыхом совсем забыли, что в понедельник первая смена полетов. Еще вечером принял «командирское решение», что надо пропустить один день полетов.

Все поехали на аэродром, а я в санчасть – «сдаваться». Врач, выслушав мою «просьбу», только посмотрел на меня, написал освобождение на один день, оформив как «остаточные явления ОРЗ» - сказал:

- Молодец! Решение правильное!

День рождение удалось!? Казалось бы…. Но это гарнизон, а в гарнизоне, как ни скрывай, все становится известно.

Приехал на аэродром, доложил инструктору. Он только сказал:

- Помогай ребятам заправлять самолеты. Завтра летаешь, но план будет больше. За понедельник.

Показательный полет

Летаем уже хорошо, инструктор почти за «ручку» не берется, разве что подсказки по СПУ. Предпосылок в экипаже нет, так что тишь и благодать! Двигаемся по программе ровно, еще месяц и ГОСы.

-7

В одну из летных смен в конце августа по плану был контрольный полет в зону и после посадки еще полет по кругу. С шефом слетал нормально, особых замечаний не было, разве что мелочи, как и в любом полете. Тимошенко ограничился выдал пару реплик и замолчал.

В тот день полетная видимость была не очень, густая дымка и еще солнышко как-то подсвечивая мешало. Когда, после посадки, остановились на посту технического осмотра для установки тормозного парашюта инструктор неожиданно сказал:

- Отпусти управление, я «кружок» слетаю, а ты заодно посмотришь как надо!

Для меня этого удовольствие. Освободил «ручку», сижу наблюдаю, как меня сейчас будут «катать на самолете».

Взлет, полет по кругу – все нормально, вышли на «посадочный» и … Вот тут что-то у шефа не заладилось! С большой ошибкой вышли в створ ВПП, то выше, то ниже. На посадочном курсе, еще на большом удалении, РСПэшник пару указаний дал - то доверни влево, то вправо!

После дальнего привода РП и ПРП несколько раз отметились в эфире, да вдобавок еще и на посадке команды прозвучали:

- …Подбери! Подбери! Убирай обороты!!!

В итоге сели с «плюхом» и в это же мгновение по СПУ раздается:

- Ну, бл...!!! C вами до... вообще разучишься летать!!! Что смотришь? Давай «пилотируй»!!!

Все равно на разборе все ошибки на тебя запишут, двоечник!!! Я сижу давлюсь от смеха…

А причина простая – летаем мы постоянно, считай, у инструктора сложились «перерывы в полетах», а на себя инструктора летали очень редко. В общем, не получился у нас «показательный полет»…

Капитан Банцевич

Капитан Банцевич в Камне личность довольно известная. Курсанты его любили за все. Нормальный был мужик во всех отношениях, сам веселый по характеру и своим курсантам скучать не давал.

Летали у него в экипаже - Витя Ежков, Юра Сметанкин, а вот кто еще – не помню. Но хорошо запомнились их рассказы про полеты с ним, умирали все со смеху.

Была у него особенность – разговорная речь особенная, говорил быстро и много, сначала, наши курсанты не понимали, переспрашивали и за что, естественно, получали от инструктора. Потом «притерлись», но почти каждый полет с приключениями.

Как-то мужики решили повеселить толпу, догадались в кабину взять магнитофон «Весну» и записать радиообмен. Получилось!

Слушали в казарме всей эскадрильей – ржали так, что чуть стены не развалились.

Во- первых, с первого раза большинство курсантов ничего не поняли из разговора. Витя Ежков стал переводить.

Потом, после второй и третьей «прокрутки» многое стало понятно.

Во – вторых, Банцевич по поводу и без повода так применял «богатый русский язык», что мы просто катались по казарме от смеха.

Летал капитан Банцевич отлично и мало того, план не только выполнял, но мог еще в смену 2 – 3 полета лишних сделать, мог «обогнать» пару - тройку бортов на ЦЗТ и многое – многое другое, что здесь написать нельзя, к сожалению. Частенько кое-что нарушал, но ему это сходило с рук, потому что это… Банцевич.

В самом конце программы пришлось слетать с ним контрольный полет в зону. В эскадрильи сделали «оргвыводы» по отношению к нашему командиру звена, отстранили от должности и капитана Банцевича назначили исполнять обязанности.

Полгода слушая «рассказы» Вити Ежкова про «особенности полетов» с Банцевич, к самолету шел понимая прекрасно, что полет будет интересный.

Но интересное началось еще до взлета. Банцевич на «спарке» лихо зарулил на стоянку, вопреки правил, показал (не выключая двигателей), «мол быстрей садись, а то керосин закончится»! Техник быстро организовал «горячую пересадку» и вот я уже в кабине. Только закрылся фонарь и «спарка» порулила. Сразу «водопад слов» по СПУ:

- Я рулю… ты пристегивайся… топлива мало… поэтому в зоне задание только обозначим и домой… на посадке скорость не гони…. остаток маленький!

Пока он все это говорил, обогнали два борта по центральной стоянке, третьего он «попросил» уступить место на РД.

Руководитель полетов успел даже какую-то реплику бросить в эфир. Доложил инструктору, что привязался, готов… Взял управление, посмотрел на топливомер, а топлива – то маловато будет! Непривычно… Спарка взлетела, как самолет вертикального взлета – можно было на «максимал» и обороты не выводить.

Только шасси убрали – тут-же вводная от Банцевича:

- Запрашивай в зону по прямой!

РП разрешил сразу, как будто другого и не ждал.

В зоне выполнили «пол виража» и опять вводная:

- Запрашивай высоту на привод - задание закончили!

Все не по схеме, быстро – быстро! С другой стороны, и топлива оставалось совсем немного – еще на входе в зону загорелась лампочка «аварийный остаток». В общем, запросили сразу ко второму, выходим на посадочный – все вроде нормально, но…

Тут кто из курсантов встрял перед нами и Банцевич все выдал в его адрес, правда по СПУ, но очередная вводная от него опережала и этот мат:

- Проси первый разворот!

РП дал «первый» сразу!

После выхода из него по прямой прошли секунд 20, не больше:

- Проси второй!

А сам уже ручку постукивает своей рукой, мол, давай быстрей в разворот! На «посадочный» вышли на удалении 9 – 10 км, только посмотрел на топливомер, а там стрелочка уже почти – почти стоит там, близко к «нолику», и тут-же по СПУ прозвучало главное:

- Слушай внимательно»: Если движки встанут от «дальнего» до «ближнего» - ПРЫГАЙ СРАЗУ БЕЗ КОМАНДЫ! Если над «ближним» - не дергайся, сядем!

Нормально сели, зарулили, хотя Банцевич пару раз вздохнул и что-то пробурчал (не особенно разобрал) про то, что лишь бы движки не встали на рулении. В целом полет получился веселый, наговорился с ним, минут за 20, по СПУ больше, чем со своим шефом за пять полетов! Но, удовольствие получил – однозначно!

Вечером рассказываю Вите Ежкову про полет, на что тот улыбаясь говорит:

- Да, это нормально! У нас такое бывало – лучше не рассказывать! А такое – через полет, вон хоть у Юрка (Сметанкин) спроси…

-8

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен