Проходил службу с лета 2011-го по лето 2012-го.
На службу попал в 18 лет. Как исполнилось, через 10 дней уже в форме был. Впечатления, ну как сказать... Офигел, мягко говоря. Нас когда в батальон привезли, с нашего призыва парень один был, откровенно мазался от службы. И ему то ли в шутку, то ли в правду посоветовали на венах царапины сделать, типа суицидник, таких комиссуют, всё такое. Он сделал, в итоге вместо того, чтобы год отслужить, в дурку на полтора года уехал.
Попал в Отдельный Батальон Оперативного Назначения (ОБОН сокращенно).
Главная задача была антитеррор. Часть воюющая, и в Чечню пацанов отправляли в обе компании, в Дагестан каждые полгода отправляют РТГ (Ротно-Тактическая Группа), также были задачи по охране общественного порядка.
Должность была старший стрелок, должность ефрейторская, потому командир лычку сразу навесил. Ходил в наряд по роте первые три месяца, стрельбище раз в месяц, потом начались усиленные учения у трёх оперативных рот, вот по итогам учений и сформировали РТГ, 187 человек набрали и в Дагестан рванули.
Настроение было бодрым, те, кто уже бывали на СБЗ (служебно боевая задача), рассказывали, что там ни построений, нихера такого нет, расслабуха короче. А сослуживцы были у себя дома, считай, большинство пацанов с Дагестана.
Это было в свободное от выездов время, в остальном ИРД (Инженерно-разведывательный дозор) проводили, в горы несколько раз выезжали на заслон, пока спецы зачистки проводили.
Выезжали на заслоны в определённый квадрат. В штабе ОГВ (объединённая группировка войск) вот, к примеру, узнали, что в таком-то районе, таком-то квадрате схрон, или то, что там скопились вахи (бандосов так называли), туда выезжает спецназ, мы оцепляем квадрат и сидим, типа прорыв пресекаем.
Интересных случаев много было. Помню, заняли позицию, БТР (бронетранспортёр) замаскировали, внутри него наводчик сидел, слышим выстрел такой приглушённый, так вот этот наводчик, который ещё и контрактник, допустил выстрел из автомата в десантом отсеке БТРа.
Пуля, говорит, срикошетила и ему по шее царапнула немного, помню, как командир его головой о БТР стучал, автомат он, говорил, чистил.
Или вот еще, выехали на ИРД, за нашим взводом был закреплён участок ж/д дороги 12 км. И каждый день мы должны были проверять этот участок на наличие взрывных устройств. Один раз, видать, командиру влом было его проходить, и поехали сразу на конечную точку маршрута, расселись по кустам и лежим. И тут проезжает товарняк и срабатывает СВУ (самодельное взрывное устройство) на рельсах. Повезло нам, что закладку неумело сделали, вся мощность взрыва в землю ушла. Командованию доложили, сразу ФСБ республиканское приехало, НАК (Национальный антитеррористический комитет) и прочие ребята. Но обошлось, отмазались.
Снаряжение на СБЗ приходилось покупать за свои деньги, те же берцы облегченки, в Дагестане форму «Горку» покупали, маски, разгрузки.
У меня по штату РПК (Ручной пулемёт Калашникова) был, то боекомплект носить лучше в разгрузке, на том же ИРД по 10-12 км пешком поноси-ка в обычных подсумках эти восемь рожков, плюс гранаты, броня, каска «Сфера».
Насчет быта. В горы когда выезжали, то на равнине размещена была вся ОГВ, там около 1к человек, жили в палатках, кухня полевая и т. д.
Срочникам платили 1000 в части и 2000 на руки давали на СБЗ, когда ещё срочники увольнялись, им платили по 15к за каждый месяц на СБЗ. Контрабасы получали от 20 до 30.
Отношения с сослуживцами у меня нормальные сложились. Чего не сказать о других, так как регион Северо-Кавказский, то в части около 80% были кавказцы, причём всех наций. Офицеры, контрактники, срочники. Я в части был самый низкий из всех, метр с кепкой. Командир из-за этого меня ребёнком называл. С чёрными нормально стал общаться, да и среди них есть хорошие ребята. По пути в часть ещё с призывного нам офицеры говорили, мол, там, куда вас везем, чёрных просто дофига. Типа держитесь вместе и т. д.
В итоге по приезду каждый сам по себе стал, вот заобщался там нормально с ними, были, конечно, и те, кто вообще тварь, но их мало. На меня жлобили потом другие русские пацаны, то что те к ним не нормально относятся, а я с ними после отбоя в столовую ходил постоянно пельмени варить. Как себя поставили, так и служили.
Сам в бою не участвовал, слава Богу, была одна ситуация, как раз вот в заслоне дремали по очереди. Меня будят и говорят, что там кто-то в кустах, метров 20-30 от нас, слушаю и правда — кусты шебуршат… Сказать, что я офигел от страха, ничего не сказать. Начали шмалять в те кусты, постреляли чуть, пошли смотреть, а там кабаненок маленький совсем, даже жалко его немного было.
Досуг проводили кто как. Кто в Ленинской комнате телек смотрел, кто спал на стульях без палева, кто откровенной фигней страдал, например, танцевал с дневальным на посту. Я в основном всегда ха-ха ловил над акцентом нерусских, как они ругались друг на друга.
В батальоне чёрные ещё в СОЧ (самовольное оставление части) уходили ночью, утром перед подъёмом возвращались.
Не сказать, что часть уставная, но и беспредела не было. У нас, помню, парень один, безобиднее букашки был, утром упал где-то, потом таскал ящики на складе, а к вечеру рука опухла, пошёл в санчасть — оказалось перелом. Нас потом в штаб по одному тягали, пытались выяснить, кто же пацану руку-то сломал. Оказалось, сломал он её, когда утром упал, потом ведь и ящики таскал и не чувствовал нифига. Вот как так — я хз. Я от сержантов выхватывал несколько раз за то, что из-за меня они выговор получили.
Некоторые контрактники служили там для престижа (круто быть военным), другие просто ничего не умеют, кто-то со срочки там остался. Были и те, кто только, чтобы хотя бы раз на СБЗ съездить и заиметь статус ветерана боевых действий.
Увольнялись толпой пацанов человек восемь, с одного города все. Два дня ещё гудели в городе, пока поезд ждали, билетов не было. По приезду домой оформил ветеранку, ежемесячную выплату. Получил статус ветерана боевых действий, получил денег за СБЗ.
Ни разу не пожалел, что там побывал по итогу. Бывало сожалел, что на контракт не остался.
Понравилась статья и хочешь узнать больше? Читай также историю старшего прапорщика о войне в Чечне и службу в 90-х и интервью со старшиной, о положении дел в армии, а также множество других уникальных материалов на нашем канале.