Александра Александровна Яблочкина — легендарная актриса Малого театра, которая прожила 97 лет и 75 из них отдала актерской профессии. Она родилась в актерской семье и на сцену вышла рано — в шесть лет, в Тифлисе. В 1888 году в 22 года дебютировала в Малом театре, в котором играла до 1961 года.
Замужем Яблочкина никогда не была, если верить актерским слухам, прожила без романов и без мужской близости, что породило в этой в ядовитой актерской среде множество анекдотов.
Она была самодостаточна, с особым чувством юмора. Политические перипетии ее практически не волновали, она не скрывала своего тепла к царскому режиму, но и советская власть ее не обижала — Яблочкина была в почете у всех вождей. Сохранились воспоминания о ней, в которых жизнь актрисы насыщена анекдотами.
О коммунизме
Однажды Александру Александровну Яблочкину спросили: «Александра Александровна, вот как вы себе представляете коммунизм?»
Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота... В общем — как при царе...»
***
Заседала Яблочкина в каком-то президиуме. Подремывала по старости, а Михаил Иванович Царев (директор театра) ее все под стулом ногой толкал... А как объявили ее выступление, тут уже посильнее толкнул, чтобы совсем разбудить. Яблочкина встала, глаза распахнула и произнесла: «Мы, актеры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза ССР!..»
А это — на всю жизнь!
Александру Александровну чествовали на юбилее в Малом театре, вручили грамоту «За добросовестный, многолетний труд». Яблочкина выходит с ответным благодарственным словом и говорит:
— Дорогие мои, вот я еще при царе работала. Спасибо вам большое за награду, ведь при царском режиме нас унижали подачками: то денег дадут, то дом или лошадь подарят. Я ведь всё промотала! А это — на всю жизнь!»
Яблочкина и герои-космонавты
Однажды Александру Александровну привели в качестве «свадебного генерала» на банкет в Колонном зале по случаю чествования космонавтов Гагарина и Титова.
Космонавтов подвели к Яблочкиной, представили: «Александра Александровна, познакомьтесь, это наши первые космонавты — Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов». Гагарин и Титов поцеловали руку Яблочкиной, та потрепала обоих по щеке, поцеловала в висок. Через некоторое время началось застолье. И вот в какой-то момент, когда шум чуть-чуть стих, все услышали хорошо поставленный голос Яблочкиной:
«Но мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!».
Почему Яблочкиной не понравился номер в гостинице
Приехав на гастроли в Ленинград, она остановилась в «Астории». Администратор театра, зайдя к ней в номер, осведомился:
Как, Александра Александровна, у вас тут все в порядке? Претензий нет?
— В порядке-то, голубчик, в порядке. Но вот, слышала я, горничные между собой переговаривались. Будто как раз в этом номере передо мной жил молодой тенор из Большого... Ну, как его?..
Козловский, что ли?
Нет, другой тенор. Поменьше росточком.
— Лемешев?
— Вот-вот. Так он, горничные говорили, на этой самой постели... что-то вроде взрывов... или фейерверка... Ну, чем мальчишки из пугачей стреляют?
Пистонами, что-ль?
Вот-вот! Горничные говорят: пистоны ставил.
Тут администратор остолбенел и, лишь придя в себя, выдавил:
Так и что, Александра Александровна?
А уж вы, голубчик, либо сами, либо распорядитесь. Пусть проверят, не оставил ли чего? Как бы и мне не взорваться.
Все бу в поря... — еле произнес администратор и выскочил из номера.
Как Яблочкину ограбили
В ее квартиру забрались через окно воры. Думали, она в театре, а прошли в спальню и видят: лежит в постели. Даже испугались — а вдруг поднимет визг.
Но Яблочкина этак спокойно на них взглянула и, увидав, что они нацелились на подзеркальник, где лежали ее драгоценности, сказала:
— Это все стеклышки, голубчики, стекляшки. Но они мне очень нужны на спектаклях. Так что уж вы, голубчики, лучше деньгами — вот они там, в сумочке. Правда, немного, но что поделаешь. Одна просьба, будете уходить, окно-то закройте, через которое вы... А то дует. Простудите старуху.