Пожалуй, начать стоит с определения, что же такое мотивация. Мотивация — стремление,
которым человек руководствуется и с которым соотносит свои действия на пути к цели. Мотивация напрямую зависит от потребностей человека. Фактически, потребности относятся к мотивации, как статика к динамике. Потребностью можно считать внутреннюю цель, к достижению которой стремится человек. Мотивация в этой цепочке – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации, общества. Если мы ведём речь о мотивации сотрудников в организации, то стоит определить подход сотрудника к мотивации. Ведь важно понимать, что далеко не всех людей мотивируют деньги. Поэтому так важно разобраться в природе своих коллег или сотрудников, попытаться понять, что побуждает работать их эффективней.
Что заставляет людей работать эффективней?
Обычно люди восприимчивы к данным методам:
• Денежное вознаграждение: повышение зарплаты, процент от продаж, премия, бонус, надбавка и т.д.;
• Возможность карьерного роста;
• Социальная помощь, возможность использование другими учреждениями организации бесплатно (детские сады, поликлиники и т.д.), страховки, путёвки, возможность получать образование и прочее, что можно отнести к не денежному вознаграждению;
• Предоставление свободного графика: оплачиваемые отгулы, выходные, гибкий график отпуска;
• Частые командировки, возможность совмещать самосовершенствование, познание с работой;
• Публичное признание, похвала за успехи;
• Возможность проявить себя, начальство считается с мнением сотрудника, позволяет проявить инициативу, участие в принятии стратегических решений;
• Комфортные условия труда, близость работы к дому;
• Приятная атмосфера на работе, дружественный коллектив.
• Корпоративы, совместные выезды и другие мероприятия внутри коллектива;
• Геймификация – новый способ. От английского слова «игра». Позволяет смоделировать ситуацию сплоченности коллектива для достижения какой-либо цели. Это может быть прохождение квеста, любые соревнования. Позволяет сотрудникам проявить азарт.
Есть, однако, и методы мотивации, которые можно скорее отнести к «кнуту», чем «прянику»:
• Штрафы – за опоздание, прогулы, ошибки;
• Выговоры, вынесение ошибки на всеобщее обсуждение.
Конечно, важно найти золотую середину между поощрением и наказанием, в том числе финансовом.
Как же быть?
Практика последних сорока лет показывает, что использование «мягких» способов управления
являются более эффективными, так как учитывают персональные характеристики сотрудников — их сильные и слабые стороны характера и уровень владения навыками в рамках функций, которые на них возложены. Мотивируя персонал не забывайте, что не всегда ключом к успеху будет денежное вознаграждение. Ищите подход к каждому человеку, перебирайте разные ключи в попытках повлиять на эффективность работы.