Не удержался и пишу по поводу информации на сайте kp. ru, о том, что пермскому учителю математики Валерию Сыропятову дали 9,5 лет колонии строгого режима за то , что он признал - да, попал тыльной стороной руки по попе ученице, когда отмахнулся от этой навязчивой семиклассницы, канючившей оценку на пересдаче, но сразу извинился...
Когда я смотрел видео, где этот учитель объясняет, как всё было, мне живо представилось, как наглая двоечница липнет к "математику" а ля Елена Воробей в миниатюре с Гальцевым: "Ну возьми-и-и-те меня (в балерины)!!!" Учителю надоело это - и он, глядя в какую-нибудь ведомость, говорит : "Всё, всё, довольно! Давай, давай , иди!", и кистью полусогнутой руки сделал лёгкую отмашку, задев что-то. Этого хватило быстро соображающей девочке, чтобы громко возмутиться (видимо, она решила, что учитель, побоявшись скандала, тут же поставит требуемую оценку): "Чо Вы меня за ПОПУ ТРОГАЕТЕ?!" Учитель, как интеллигент, намёка не понял (насчёт оценки) и тут же поспешил извиниться. Всё!!! Он попался на крючок! Теперь ему его интеллигентность никогда не позволит отказаться, что он не извинялся (а раз извинялся - значит виновен, и теперь к этому извинению можно приплести всё что угодно, что, кстати, мама девочки и сделала: и трогал, и приставал, и пытался раздеть уже в др. кабинете). С момента признания им своей вины все последующие оправдательные речи ничего не значат: он же сам сказал, что извинился! Алиби у него нет, да и у мамаши очевидных доказательств нет, поэтому всё обвинение строится на том, что учитель "извинился" (за что-то)!
Я сразу вспомнил неск. случаев из своей учительской практики... Расскажу об одном.
Работал я тогда в физ-мат. лицее в первую смену со старшими классами. Команды по всем видам спорта у меня были замечательные (дети в физ-мат классы (7-11) приходят из разных школ города, интеллект высокий, детки ответственные - лепи что надо!). Среди 25 школ района у нас соперников не было... "Физкультурно-математический лицей - что вы хотите!" - посмеивались учителя ф.к. из др. школ. Команды по разным видам я формировал заранее, в конце учебного года, ну, а если в сентябре появлялись в 7-11 классах перспективные ребята и девчата, то я сразу начинал их обхаживать, мол, без тебя - никуда! А когда в талантливого ребёнка веришь, а он, и "с головой дружит", и тр-ки не пропускает, то даже пришедший из школы, где ни физрука, ни спортзала не было,через полгода будет прилично выглядеть хотя бы на уровне района г. Алма-Аты.
В тот год я приметил в 7 классе новенькую девочку Настю, стройную, красивую, которая с первых уроков (л/а) зарекомендовала себя сообразительной, ловкой, координированной, с хорошей реакцией спортсменкой. Спросил, каким видом спорта занимается? - Никаким! Я её пригласил к себе на тр-ки, мол есть волейбольная секция, есть баскетбольная... Приглашаю хоть туда, хоть туда, ты везде станешь ЗВЕЗДОЙ ШКОЛЫ! Услышав, как я уговариваю очередную - далёкую от спорта девочку-физика - ходить на тр-ки, девчонки из сборных школы обычно, иронически, замечали:"Ой, М.П.! Вы всем так говорите!", но на мой вопрос: "А разве вы не стали звёздами, которых все любят и уважают?", важно соглашались - да, стали!
Эта девочка так и не ответила однозначно "да", или "нет" на мой призыв, но всегда дружески улыбалась и весело поддерживала разговор, когда я вновь к ней подступал с предложением заняться спортом...
А в начале второй четверти в школе разгорелся грандиозный скандал: восьмиклассница Вероника Ш...на (капитан, несмотря на юный возраст, всех моих девчоночьих сборных команд), невысокая, с крестьянским лицом, но исключительно талантливая (в спортивном плане) и коммуникабельная девочка, по словам директрисы лицея, жестоко избила ту самую, милую и нежную Настю Щет.....ну, сломав ей при этом нос! Я не мог поверить в это, поэтому сразу разыскал Веронику и у себя в кабинете поговорил с ней. С её слов: "Позавчера я была дежурной и стояла в дверях столовой (школьная столовая нах-ся на первом этаже, под спортзалом), одновременно слежу за порядком и болтаю с подружкой. Вдруг какая-то незнакомая девочка, входя в столовую, так ткнула меня в плечо сзади, что я едва на ногах устояла, уткнувшись носом в подружку... Я (Вы же меня знаете - у меня вообще врагов нет!) очень удивилась и вдогонку ей сказала: "Девочка, ты бы хоть извинилась!", а она, остановившись, повернулась ко мне лицом и громко, чётко выговаривая слова, сказала: "Пошла ты на х..!" Ну, Вы понимаете, какое слово было сказано. Я так растерялась, что не нашлась что и сказать в ответ, а тут звонок на урок прозвенел... А вчера, опять же в столовой, вновь столкнулась с этой девочкой. Случайно. Спокойно говорю ей: "Может, ты извинишься за вчерашнюю грубость?" А она с наглым видом через губу: "Я же тебе вчера сказала: "Пошла ты на ...!"" Я тогда ей и говорю: "Ну, тогда пошли!" и, выйдя из столовой, повернула в дверь, ведущую в спортзал. Она, гордо подняв нос, последовала за мной. Я только из коридора вошла на лестничную площадку, как эта девочка схватила меня сзади за волосы и резко рванула их к себе! Я чуть не упала на спину! Извернувшись и ничего не видя, я махнула кулаком назад и куда-то попала! Волосы тут же были отпущены! Я повернулась и увидела, что та девочка держит на лице ладони лодочкой, а между пальцами у неё течёт кровь! Она выбежала в коридор, а там в этот момент шла завхоз, тётя Соня, которая тут же закричала на всю школу: "Убили!" Эта девочка, зажимая нос, говорит завхозу: "Я сама, сама виновата!" Так она говорила, пока её мама не появилась в медпункте"...
Настя до третьей четверти не ходила в школу, лежала в больнице, ей вправляли носовые кости, а на Веронику обрушился весь репрессивный аппарат школы и района! Директриса пыталась её и из школы выгнать, и на учёт в детскую комнату милиции поставить! Понятно же: Настя априори хорошая, т.к. ученица физ-мат класса, с влиятельной мамой, а Вероника - ученица "простого" класса, с "простой" мамой, поэтому, разумеется, плохая... Учителя и кл. рук. Вероники, боясь директора, самоустранились и ни одного доброго слова о ней не сказали (впрочем, как и плохого)! Я и мама Вероники (её старший сын тоже моим учеником-спортсменом был, правда только стайером, не игровиком) носились по всем инстанциям и кое-как отстояли ребёнка. Тут и четверть закончилась!
10 января (третий учебный день четверти) стою на большой перемене у двери с лестничной площадки в свой коридор, куда выходят двери раздевалок и дверь в "тренерскую", - встречаю детей: "Здрасти! здрасти!" Смотрю - в стайке весёлых девчонок 7"В" (физ-мат) класса идёт Настя Щ. Я - ей: "Настя, как здоровье?" Хохочет: "Хорошо! Только у меня теперь освобождение от физ-ры на три месяца." Я: "Зашла бы как-нибудь, рассказала, что и как у тебя было..." (Я всегда, разбираясь в детских склоках, придерживаюсь главного постулата Римского права: "Выслушав одну сторону, выслушай и другую", но пока у меня не было возможности услышать "Настину правду") Она: "Ладно, зайду..."
После этого секундного разговора я зашёл к себе, а девчонки и пацаны разошлись по раздевалкам. Не прошло и пары минут, как ко мне ворвался (постучав, разумеется, в дверь) Стас Нам: "М.П.! Чо за фигня такая?! Сижу на скамейке, зашнуровываю кроссовки, и вдруг мне на голову падает вот это стекло! Кто-то из девчонок бросил!!!"
Я вообще противник скандалов, поэтому, осмотрев его голову и не найдя там никаких ран, убрал стекло в сторонку (хорошо - не выбросил!), а для успокоения пострадавшего обработал ему голову перекисью водорода да прижёг подозрительное место йодом и со словами: "Ты же мужик, и не будешь подводить кого-то из своих же девчонок "под монастырь"?!", отправил его строить класс, а сам тут же постучал в дверь девчоночьей раздевалки и грозно прорычал сквозь дверь: "Девочки! Кто из вас бросил стекло к мальчишкам - сейчас же зайди ко мне!!!"
Стеклянный равнобедренный треугольник - 15х15х21 - который занёс Стас, был мне хорошо знаком: завхоз, несмотря на мои протесты, вставила его в разбитый уголок окна у девочек в раздевалке (мол, нет денег, чтобы всё стекло заменить), закрепив его двумя сапожными гвоздиками... Как девочка смогла его забросить к пацанам - мне тоже было понятно: когда-то при строительстве здания горе-строители что-то не рассчитали и стенку, разделяющую две раздевалки, влепили посреди окна, поэтому между оконным стеклом и перегородкой остался промежуток в 10 см. Само окно - под потолком. Непонятно только одно: кто та дура, что додумалась это стекло выковырять, и бросить пацанам в раздевалку?
Сижу злой и жду. Стук в дверь, и засовывается ангельски хорошенькое личико Насти Щ.: "С Новым Годом, М.П.!" Я (раздражённо): "Здравствуй, Настя! Рад тебя видеть, но мне сейчас не до тебя, мне надо видеть ту, что бросила стекло к мальчишкам!" Сам вижу девчонок за спиной у Насти и думаю: "Подсовывают мне её, чтобы разговорившись, я забыл про стекло." И тут Настя заявляет: "Вот я... пришла". Я аж подпрыгнул:"Ну, заходи!- и, хлопнув дверью. - Садись!" Хожу перед ней и говорю: "Настя, ты только что выбралась из одной передряги и тут же вляпалась в другую!!! Ты представляешь, чем могло закончиться твоё баловство? Вот ударилось бы стекло о голову Стаса не плашмя, а острым углом и пробило бы ему череп, да - насмерть! И лежал бы он сейчас в раздевалке холодный... А я уже готовился бы к тюрьме... Надо же, Настенька, думать не только о себе, любимой, но и о других! И думать надо вот этим местом! - при этих словах, чтобы было понятнее, я слегка - одним пальцем - дважды задел её лоб, и продолжил: - Ну, ладно, в предыдущем скандале виноватой ты сделала Веронику, ну а сейчас-то кто виноват?! Может быть, я?"
Это были пророческие слова!
Я отправил её в зал, т.к. прозвенел звонок, провёл урок как ни в чём не бывало, даже перед классом не стал говорить на эту тему, не говоря уж о том, чтобы писать докладную, поднимать шум - жалко глупую девчонку... Видел же, какой стресс пережила Вероника - врагу не пожелаешь!
А на следующий день - в субботу - к концу первого урока прибегает гонец: "Вас - к директору!" Я - по звонку - бегом к ней: что ей надо с утра-то? О ЧП вчерашнем я уже и забыл: в большой школе событий за день-не сосчитать! Залетаю к ней в кабинет, а у неё за столом сидят две женщины: мама Насти Щ. и "дама в форме". Директриса меня ошарашила, заявив, что от мамы Насти в милицию на меня подано заявление, в котором утверждается, что вчера перед уроком ф.к. я бил её ребёнка по голове! Возмущению моему не было предела! Пришлось рассказать как всё было. "Дама" качала головой, мама пошла со мной на "место преступления". Я - с ней, и на ней провёл следственный эксперимент, рассказав и показав, как всё было, показал и стекло, которое её глупое дите бросило на головы, не ожидавших такой весёлой шутки, одноклассников, предложил ей сесть на низенькую гимн. скамейку, когда я брошу уже ей на голову кусок стекла, а ещё к Стасу Нам хотел её отвести - проверить его голову. Мама отказалась, а когда вернулись в кабинет директора, только и сказала: "Я забираю заявление..." Мне пора было готовиться к уроку, и я распрощался с дамами. Выскочив из приёмной, я налетел (клянусь!) на Настю Щ., которая с подружкой шла по коридору. Я: "Настя, можно тебя на минутку?" Отошли в сторонку: "Настя, посмотри мне в глаза - я тебя бил?" Она, глядя мне в лицо бесстыжими, наглыми гляделками, с вызовом, бросает: "Но Вы же меня задели по голове!" - "Да, девочка, совести у тебя уже нет, оказывается..."
В спортзале класс уже стоял в строю и ждал меня, но не успел дежурный сдать рапорт, как от директора вновь прилетел гонец! Я физоргу дал задание и понёсся вновь на Олимп. Там - те же лица. Директриса - мне: "Вы почему терроризируете ребёнка?" - это ж надо, какой ушлый ребёнок - не прошло и пяти минут, а он уже "настучал" на учителя! Ну, объяснил, что весь мой терроризм заключался в просьбе посмотреть мне в глаза. Получив приказ не приближаться к ЭТОМУ ребёнку, ушёл.
Вот и в деле Валерия Сыропятова, получившего 9,5 лет колонии строгого режима, всё обвинение построено на показаниях семиклассницы (не исключаю, что такой же подлой семиклассницы, как Настя Щ. семнадцать лет назад) и её мамы, которая, выгораживая от пустячных проблем свою доченьку, готова исковеркать, уничтожить жизнь другого человека! Учитель, будь бдителен! И отбрось интеллигентские глупости! Давно известная истина: подлец всегда выиграет у порядочного человека, ибо порядочный человек с подлецом поступает, как с порядочным человеком, а подлец с порядочным человеком всегда поступает, как с подлецом! Я, конечно, сейчас щёки надуваю (типа-самый умный), а тогда меня от срока в неск. лет спасла случайность - контраргументы у меня оказались круче!