Найти в Дзене
Инна Марусева

Креативное и творческое-разбор сути понятий и разницы в их наполнении.

МАРУСЕВА И.В.,проф.,д.пед.наук,канд.физ.-мат.наук. г.Санкт-Петербург. Креативное и творческое-разбор сути понятий и разницы в их наполнении. Ключевые слова: креативное, творческое, «мягкие навыки», деятельность и свойство человека. О креативности много рассуждают последнее время. Это слово стало модным. Его широко используют и в дело ,и без дела. Интересно то, что в последнее время возник даже тренд в рассуждениях людей о необходимости формирования у любых специалистов при их подготовкев вузах - т.н. « мягких навыков». Под этим понимается выработка креативного стиля работы, а также гибкости в коммуникациях. Тут возникает много вопросов к высокопоставленным людям, которые создают этот тренд. Но дискуссию с ними оставим на потом. Отсюда- особо актуально на сегодня -разобраться в сути термина к р е а т и в н о с т ь. А также выяснить его разницу - с термином т в о р ч е с к и й. Это не так просто, как кажется на первый взгляд .Поэтому рассмотрим данные вопросы в два этапа.В нача

МАРУСЕВА И.В.,проф.,д.пед.наук,канд.физ.-мат.наук.

г.Санкт-Петербург.

Креативное и творческое-разбор сути понятий и разницы в их наполнении.

Ключевые слова: креативное, творческое, «мягкие навыки», деятельность и свойство человека.

О креативности много рассуждают последнее время. Это слово стало модным. Его широко используют и в дело ,и без дела. Интересно то, что в последнее время возник даже тренд в рассуждениях людей о необходимости формирования у любых специалистов при их подготовкев вузах - т.н. « мягких навыков». Под этим понимается выработка креативного стиля работы, а также гибкости в коммуникациях. Тут возникает много вопросов к высокопоставленным людям, которые создают этот тренд. Но дискуссию с ними оставим на потом.

Отсюда- особо актуально на сегодня -разобраться в сути термина к р е а т и в н о с т ь. А также выяснить его разницу - с термином т в о р ч е с к и й. Это не так просто, как кажется на первый взгляд .Поэтому рассмотрим данные вопросы в два этапа.В начале посмотрим, что об этом думает молодежь. Потом обратимся к науке.

1. Для сравнения и уяснения сути понятий : креативное и творческое, мы начнем рассуждения со студенческой дискуссии по данному вопросу .

Студенческая дискуссия.(Занятие в рамках дисциплины «Арт-маркетинг», осень 2015 г., СПб.ГИКиТ)

Педагог (Марусева И.В.):

Давайте обсудим предложенные вашему вниманию аксиомы арт-маркетинга. В частности, давайте разберем, что общего, а в чем разница в понятиях: творческое и креативное. До недавнего времени многие из вас не различали понятия: «креативный» и «творческий».

Студентка Кирячева А.А.: «Креатив не равняется однозначно творчеству, но одно- вытекает из другого.

Если посмотреть перевод слова creativity (англ.), у него есть два основных значения

- творчество - как процесс;

- креативность - как свойство личности».

Студентка: Силантьева Наталья:

«Обозначим буквами «К»- креатив, как таковой. «Т»- творчество.

Тогда:

К=Т, если есть в коммуникации художественно-эстетический компонент;

К≠Т, если в коммуникации нет художественно-эстетического компонента».

Студентка Чухарева О.А.: «А я считаю, что это совершенно разные вещи, ведь, есть разделение людей на творческих и креативных.

То есть, творческие люди, это такие люди, как: художники, писатели, модельеры, фотографы, которые творчески реализуются через, прошу прощения за тавтологию, различные виды творчества.

В то время как люди креативные — это больше характеристика людей бизнеса: дизайнеров, рекламщиков, маркетологов, бренд - менеджеров.

Потому что творчество — это вроде как духовно и возвышено, а креативность — это ,все-таки, что-то более материальное, меркантильное».

Студентка Керножицкая В.:

- Я соглашусь с первым высказыванием. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу: «Креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды» [12 ]. -

Педагог:

Выделим с Вами особенности креативного человека, с которыми, пожалуй, все согласятся:

· Быстрота мышления.

· Гибкость мышления.

· Точность в подборе решения к поставленной задаче.

· Оригинальность.

· Богатое воображение

· Чувство юмора.

И продолжим дискуссию.

Студент Косарев Алексей:

«Вопрос: Тождественны ли понятия «креативный» и «творческий»,- является сугубо филологическим. Напомню, что в филологию включаются две науки - лингвистика и литературоведение. Область их исследования едина - это «слово».

В переводе с английского языка слово «креативный» означает «творческий», поэтому в англоязычных странах данные понятия неразделимы. В русском же языке понятия имеют немного разный характер, хотя граница между ними довольно размытая».

Ороновская Анна:

«Мы выходим в дискуссии на некоторое формальное обозначение слагаемых творчества (согласно предложенным нам педагогом аксиом арт-маркетинга), тогда:

«Творчество = креатив + вечные ценности + гуманность».

Марика Абшилава : Но маркетинг интересует прибыль. Реклама должна быть продающей. Значит, арт-маркетинг использует коммуникации, основанные на том, что искусство само начинает быть продавцом и приспосабливается получать прибыль. Вот мои иллюстрации - заготовки для дискуссии, рис.1-5.Причем, под искусством, работающим в маркетинге, мы понимаем не собственно художественное произведение ,выставленное в залах галерей, а некую творческую трансформацию (в терминах нашего педагога), когда эстетика и прагматика могут ,так сказать, протянуть друг другу руки.

-2
-3
-4
-5

Рис.1-5.

- Первые два рисунка - это упаковки от лекарственных препаратов. Девушки ,изображенные на них, вызывают у меня ассоциации с изображениями в художественном стиле модерн.

- Фотография мраморной скульптуры, сделанная мною в «Эрмитаже»- просится, предположим, на флаер коммерческого медицинского центра, предлагающего свои услуги потребителям со слоганом: «Мы – рядом. Ваша боль – устранима». Знаменитое изображение Пабло Пикассо «Любительница Абсента» работает в моём воображении - на продвижение теплых свитеров из кашемира : «С нами-всегда тепло». Что-то в этом духе….

- Ну, а такая приличная корова (фотография в духе художественного стиля- «реализм»), как изображена на фотографии рис.5., вполне может стать двигателем торговли – для отечественных фермеров, производящих молочные продукты. Слоган возможен такой: «Наши коровы с размером ХХХL - дают вкуснейшее молоко!».

Педагог: Спасибо, Марика, за подготовленные иллюстрации. При составлении вариантов слоганов, ребята, мы помним, что необходимо избегать отрицания. Марика с этим справилась.

Студентка Рухлина Ева: Итак, мы сравниваем понятия : Творчество и креативность .

Творчество часто отождествляют с креативностью. Однако обратимся к определениям этих понятий. Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Креативность (лат. сrео — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации [10,11,13].

То есть, творчество – это деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью, а креативность – это способность привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем, способность отказываться от стереотипных способов мышления [14].

Таким образом , креативность – это качество творца ,качество человека , а творчество – это его деятельность, то есть креативность не является тождественной с творчеством, но является обязательной его составляющей.

Педагог: Пожалуй, последнее выступление носит вполне убедительный характер.

Мы можем на этом подходе и остановиться. Однако, мне хотелось бы, по существу, увязать в единую логическую цепочку эти понятия более детально, т.к. исследование обоих терминов в науке имеет весьма приличную историю. Сформировалось и несколько школ в науке по их трактовке, увязке и проч. Мы попытаемся выстроить (через несколько школ и групп учёных) - единый логический мостик.

Итак, креативность и её связь с особенностью человеческого восприятия исследуются в работах: Ф. Баррона, Р. П. Джонса, А.И. Кроплей, Х. Литгон. При этом восприятие считается главным психическим процессом, регулирующим творческую деятельность.

По работам нашего соотечественника П.В. Симонова творческое начало отражено в механизмах сверхсознания.

Сверхсознание (по З.Фрейду - «сверх-Я» и «Я-идеал»[ 16 ]) – это неосознаваемое, (но не хаотичное ) рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое пробуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств его удовлетворения.

Ряд зарубежных ученых креативностью обозначают целое направление в психологии творчества. Это: Дж. Гилфорд, С. Медник, В. Смит, К. Тейлор, Е. Торренс , Х. Крик, М. Уоллах , Д. Халперн и др. Поэтому говорить, что креативность- это термин, просто порожденный необходимостью обозначить некую маркетинговую составляющую в творческой деятельности, которая возникла в связи с развитием рыночных отношений в России-не совсем правильно.

Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (от англ.creativity - творческость) [18].

Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (Н.В. Кипиани, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, И.Н. Семенов и др.),а его исследование связывается с закономерностями мышления (Н.Г. Алексеев, С.М.Бернштейн,В.С.Библер,.В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров и др.).

Обобщая зарубежные исследования , Р. Холлменн пишет: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей),предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума ,приводящую к новым прозрениям (Жерар) и проч.[18 ].

Еще в 1914 году психолог О. Кюльпе , отошел от намеченного В. Вудтом и Л.С. Выгодским культурно-исторического аспекта рассмотрения творчества и обратился к мыслительным процессам в сознании личности. За прошедшие сто лет - развивались школы, исключались и возникали противоречия, появлялись новые исследователи. Сюда надо непременно отнести А.Г. Асмолова , К.Г. Юнга, Ф. Ницше[ 17 ],а также: [19, 20 , 21] и т.д. Известные русские ученые А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский [ 18 ] помогут нам совершить некоторые важные обобщения в рассуждениях ученых ,насчитывающих более чем столетний период развития вопроса. Сведем эти обобщения в цепочку взаимосвязанных схем и рисунков .(См.рис.6- 10):

-6

Рис.6. Общепризнанные виды творчества

-7

Рис.7. Детерминанты творческого сознания личности (по А.М. Матюшкину)

-8

Рис.8.Основные циклы творческого процесса (по В.А. Моляко).

Рис.9. Система структурных компонентов креативности (Обобщение по Лук А.Н., Матюшкину А.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б.):

-9
-10

Рис.10.Структурные уровни интеллектуальной активности (по Д.Б. Богоявленской, [19]).

Примечание к рис. 10: «Акме» (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве(см., например, Современный словарь иностранных слов).

Творческий человек должен быть терпимым и учиться дружественно и терпеливо принимать и переносить ограниченные возможности окружающих. Иначе у него возникнет состояние разочарования , которое снизит его творческий потенциал. По Морозову А.В.. условиями для проявления креативности является наличие :

1) творческой личности;

2) творческого процесса ;

3) творческой среды.

Вот последнюю для вас создать и является моей задачей ,как педагога, работающего в рамках педагогической технологии сотрудничества – над столь творчески насыщенным учебным курсом ,как «Арт-маркетинг». И согласно [ 18] креативность педагога ,старающегося вырастить профессионалов также с высоко развитой творческой жилкой, состоит из следующих компонентов (рис.11):

-11

Рис.11.Структура креативности педагога (по Морозову А.В.)

При этом мотивация вашей деятельности должна вписываться в структуру, подобную той, что изображена на рис.12.

Рис.12.Мотивация учебной деятельности студента (по Морозову А.В.):

-12

Вот если нам с вами удастся создать такую среду, то цель моя и ваша (в профессиональном ключе) будет достигнута. См. шуточную иллюстрацию к изложенному материалу - рис.13 и работы в духе арт-маркетинга - рис.14.,рис.15.

-13

Рис.13. Вариант слогана : « От мук творчества - к звездам». Плакат к работе студенческого кружка : «Креативная реклама» кафедры рекламы и связей с общественностью (под рук. проф. Марусевой И.В.,2012-16гг.); СПб.

Примечание к рис.13. Вдохновение – своеобразный подъем духовных сил человека, который ,по словам Н.Д. Левитова, «объективно выражается в усилении…творческой продуктивности, а субъективно переживается как особая готовность , внутренняя «мобилизованность» на создание творческих продуктов». При этом наблюдается исключительная концентрация внимания на объекте творчества, активизация наблюдательности и мышления [22].

По картине В Губарева «Вдохновение».2010.(«Наивное» искусство»), [23] .

-14

Рис.14.Работа креативной студии Cabracega. Их специализация — создание оригинальных проектов в формате продающего искусства, формирование определенной связи между этими сферами. Уже сегодня команда реализовала ряд проектов для Coca-Cola, ATM Hotel и др., что подчеркивает тот факт, что спрос на подобную специализацию существует.(Используемый худ.стиль в используемом фрагменте живописной картины -«реализм».Творческая трансформация.).

-15

Рис.15. Вариант слогана: «На дороге - без аварий. Дома - нас ждут.

Отечественные линзы «Светлячок» . И русскому медведю впору»,(авторская вариация).

Литература

1. Красноярова Д.К. Реклама и театр. Под ред. проф. Дмитриевой Л.М., М.,2013, 191 с.

2. «КРЕАТИВНЫЙ» НЕ РАВНО «ТВОРЧЕСКИЙ». ВЫ НЕ ЗНАЛИ? Ч.3. СКУКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛИ ХАОС ТВОРЧЕСТВА» - http://kachanova.com/kreativnost/.

3. Маслоу, Абрахам Харольд. Гуманистическая психология. Пер.с англ. М.,2004

4.Станислав Райх . Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 - 6 с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2009.

6.Маршал Маклюэн . Понимание МЕДИА..,4-е изд. «Кучково поле».2014,

464 с.

6.Ирвинг Стоун . Зигмунд Фрейд Страсти ума. М.,Астрель.2010.855 с.

7. Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла. Сочинения. М. – Эксмо , Харьков – Фолио, 2008,846 с.

8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В.. Креативная педагогика и психология. Москва. Академический проект, 2004.-2-е изд.,560 с.

9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.,2002.

10.Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания.- М.-1994.

11.Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов, СПб.,1995.

12.Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Сочинения: в 2-х т.-Т.1.-М.,1990.

13.Валентин Губарев. Серия: Лучшие современные художники. Комсомольская правда. Директ - Медиа, Москва-Берлин. 2015.

14. Марусева И.В. Творческая реклама: приемы и методы ее создания (художественно-аналитическое исследование). Монография. Изд-во «Директ -Медиа», Москва-Берлин,475с. Электронный ресурс: http://www.directmedia.ru/book_276141_tvorcheskaya_reklama_priemyi_i_metodyi_ee_sozdaniya_hudojestvenno_analiticheskoe_issledovanie/.

15.Марусева И.В. Творческая реклама: приемы и методы ее создания (художественно-аналитическое исследование). Монография. Изд-во «Palmarium Academic Publishing»,Германия, 2015.(См. сайт «ЛЮБЛЮ КНИГИ. ру»).

16.И.В.Марусева .Дипломное проектирование в области PR и рекламы,2015,М.-Берлин,Директ-Медиа.Части 1-2.