Ограничения на полеты из-за пандемии лишили россиян многих популярных туристических направлений. Перевозчикам предстоит менять расписание и искать варианты сокращения издержек. Неочевидны и перспективы внутреннего туризма
Из-за распространения коронавируса 2019-nCoV, которое Всемирная организация здравоохранения
признала пандемией, десятки популярных у россиян туристических направлений оказались под запретом. Авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль. По-прежнему ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном. Затрудняет перемещения и введение отдельными странами домашнего карантина для приезжающих — на такие меры, в частности, пошелИзраиль (все прибывающие в страну с 20:00 12 марта должны будут пройти 14-дневный карантин). С полуночи 13 марта вступит в силу 30-дневный запрет на въезд для граждан ЕС в США (россиян он не касается).
Еще до массовой отмены европейских направлений Ассоциация туроператоров России (АТОР) даланеутешительный для российского бизнеса прогноз: к концу летнего сезона 2020-го российский рынок может не досчитаться около 30% работающих в регионах маленьких и средних туркомпаний.
Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова в четверг, 12 марта, назвала ситуацию с коронавирусом «беспрецедентной», отметив, что «мировая и российская туриндустрия с подобным еще не сталкивалась». Она привела данные: поток выездного туризма упал на 60%, въездного — на 30%. «Единственное направление, где мы существенного спада не видим, — это внутренний туризм», — заявила она.
РБК разбирался, как с учетом введения новых ограничений изменятся российская туристическая отрасль и бизнес крупнейших перевозчиков.
О каком масштабе проблемы идет речь
Закрытые для авиасообщения направления входят в число популярных у российских туристов. Из 34,6 млн туристических поездок, которые россияне, согласно данным Росстата, совершили в январе—сентябре 2019-го за рубеж, 15,6%, или 5,4 млн, приходилось на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи (турпоток в Иран, с которым также закрыто авиасообщение, незначительный). Эта цифра сопоставима с потоком в Турцию — самую популярную у россиян страну отдыха: за девять месяцев 2019 года они совершили туда 5,7 млн турпоездок.
Согласно данным погранслужбы ФСБ за весь 2019-й (фиксирует количество выехавших за рубеж граждан России и цели их выезда, включая туристические, частные, деловые и иные), за границу выехали 48 млн человек:
- в Китай — 2,6 млн, в том числе 929,9 тыс. с туристическими целями;
- в Италию — 1,3 млн (966,9 тыс. туристов);
- в Германию — 1,4 млн (755 тыс. туристов);
- в Испанию — 1 млн (821 тыс. туристов);
- во Францию — 579,3 тыс. (407,6 тыс. туристов);
- в Израиль — 392,6 тыс. (238 тыс. туристов);
- в Южную Корею — 323,7 тыс. (167 тыс. туристов).
Весной европейские страны менее востребованы у туристов, особой популярностью традиционно пользуется отдых в Азии — Таиланде, Вьетнаме, Шри-Ланке и Индии, отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Anex Tour Алена Хитрова. Основной спрос на отдых в Италии у Anex Tour приходился на экскурсионный или пляжный преимущественно с мая по сентябрь: в марте 2019 года на его долю приходилось 0,5% продаж туроператора. В Испании экскурсионные поездки и высокий пляжный сезон начинаются со второй половины мая, а в марте востребованы горнолыжные туры в Андорру с перелетом до Барселоны (доля Испании в марте 2019 года составляла 1% продаж, а в целом по году 4%), уточнила Хитрова.
Убытки туроператоров от аннулированных туров только по четырем направлениям (Китай, Италия, Южная Корея и Иран) с глубиной бронирования до конца лета могут составлять около 2 млрд руб., сообщил РБК источник, близкий к Ростуризму. Аннуляции забронированных туров на осень, по словам Хитровой, не носят массового характера и «времени еще более чем достаточно для нормализации обстановки».
По оценкам сервиса для покупки авиабилетов Biletix.ru, в 2019 году оборот от продажи авиабилетов на европейском направлении — в Италию, Германию, Испанию и Францию — составил около 101,6 млрд руб. В прошлом году Италия занимала второе место среди популярных зарубежных направлений: туда было продано 1,22% от всего числа реализованных билетов, сообщил директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов. Германия, по его словам, располагалась на четвертом месте с долей продаж 0,95%, Испания с долей продаж 0,85% занимала шестую строчку, а Франция — 12-е место с долей 0,68%. По данным поисковика билетов Aviasales.ru, в 2019 году на долю Италии приходилось 5% от всех зарубежных бронирований, Германии — 4%, Испании и Франции — 3%. Спрос на авиабилеты уже сократился из-за коронавируса, констатирует представитель поисковика, не уточняя уровня снижения.
Что происходит с ценами на авиабилеты
Пока ограничения на полеты на стоимость билетов по другим направлениям не повлияли. Но 11 марта средняя стоимость авиабилетов по международным направлениям выросла по сравнению с предыдущим днем, 10 марта, на 6%, до 15,2 тыс. руб., указывает Теплов из OneTwoTrip. По данным Biletix.ru, средний чек по международным направлениям авиабилетов туда-обратно 11 марта вырос на 3,6% по сравнению с предыдущим днем, до 16,6 тыс. руб. Билеты, например, в Прагу, которые 11 марта стоили 6,5 тыс. руб., 12 марта подорожали на 28%, билеты в Анталью — на 20%, в Тиват — на 11%. Но это произошло из-за ослабления рубля к доллару и евро: речь идет о перерасчете внутреннего курса Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который проводится каждую неделю в ночь со среды на четверг.
Цены на внутрироссийских направлениях, по словам Алексея Теплова и представителя Biletix.ru, пока не изменились.
Как запреты на полеты повлияют на авиакомпании
В четверг, 12 марта, на открытии торгов на Московской бирже цены на акции «Аэрофлота» снизились почти на 9%, в течение дня падение превышало 10%, а к закрытию составило минус 8,7%. Днем крупнейший российский авиаперевозчик объявил о снижении тарифов на всех международных рейсах на 10%, аналогичные меры вводит и «дочка» перевозчика — авиакомпания «Россия». «Общая стоимость перевозки, номинированная в евро, включая топливный сбор, снизится в среднем на 10%», — говорится в сообщении «Аэрофлота».
Для авиакомпаний европейские направления востребованы, наиболее маржинальными считаются Франция и Германия, куда летает большой поток деловых пассажиров, покупающих билеты в последний момент и часто по возвратному тарифу, указывает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Высокий уровень маржинальности этого направления подтверждает и источник РБК в одной из авиакомпаний.