Это совершенно неожиданный для меня самого релиз. Но если быть честным, я давно размышлял над продолжением предыдущей пластинки «Глубокий Космос 2015». Это были умозрительные мыслеформы о музыке, которые даже в самой музыке до определенного срока выразить не удавалось - чистой воды поток сознания, ни во что не вытекающий, никак не проявляющий себя. Но все же - поток.
Я иногда пробовал что-то на клавиатуре, но тотчас же понимал, что - не готов. Это повторялось несколько раз и ни к чему меня не обязывало - продолжение могло случиться в следующую секунду, или через 10 лет - это не имело принципиального значения. К тому же более высокий приоритет имели совершенно другие музыкальные проекты. А это - уж как повезет.
9 июня разбирая одну из звуковых комбинаций в рабочей станции Korg KRONOS я вдруг почувствовал,что меня повело в сторону, и то, что выходит из под пальцев, надо обязательно фиксировать. И я - прямо в режиме комбинации включил семплирование звукового потока. Первый дубль был не лучшим - всегда так бывает, что пока не записывается, всё звучит просто отлично, но как начинаешь фиксировать, руки кривеют, чувства притупляются, и начинаешь вываливаться из того состояния, в котором только что рассекал Нирвану. Но наверное это было нужно. И состояние вернулось. И со второго или третьего раза я в одно касание записал основу почти 10-минутного трека.
В этой музыке не требовалось много партий. Необходимое вполне удавалось сыграть двумя руками, не сильно заботясь о точность нажимания нот. Я не представлял себе музыкальную партию. Только гармонию, которую вскоре забыл, хотя вспомнить не проблема. Важнее было состояние - в котором я все это играл, и которое должно передаться слушателю. И судя потому, насколько крепко оно меня держало, я остался в уверенности, что и слушателя зацепит.
Как только с первым треком было покончено, я как-то спонтанно нашел еще одно интересное тембральное решение, с которым также двумя руками - без использования секвенсора, арпеджиаторов, модуля KARMA, было возможно исполнить весь трек - тоже минут под 10, и осознать, что большего тут и не надо…
С утра и до глубокой ночи я пребывал в этом потоке. Я не помню, как я свалился спать на диван - даже не раздевшись и не укрывшись ничем. А наутро, разлепив веки, я пополз обратно к инструменту, и поток понес меня все дальше от Земли - куда-то к далекой звезде, а потом к следующей.
Подобное продолжалось 5 суток, хотя столь масштабного “бедствия” ничто не предвещало. Я почти ничего не ел - только пил чай, причем в совершенно умопомрачительных дозах. И очень мало спал - по 3-4 часа в сутки.
Трое суток ушло на композиционную часть, когда просто рождались музыкальные темы. И столько же - на звукорежиссуру - монтаж, сведение, выслушивание нюансов, исправление того, что еще можно было исправить. особенностью такой работы было то обстоятельство, что никаких миди-партитур у меня не сохранилось, а сыгранное живьем двумя руками уже нельзя было по-нотно редактировать - что сыграл, то сыграл. Но это - главная прелесть живой музыки.
Я должен признать, что «Глубокий Космос 2020» оказался уникально “живым” среди всех моих музыкальных работ. Я бы даже сказал, что “живее всех живых”, потому что даже на концертах я использую секвенсор почти в каждой композиции, а здесь на 80% обошлось без него.
Пять треков этого альбома были записаны исключительно двумя руками. Еще в двух я использовал интеллектуальный арпеджиатор KARMA, но ничего не программировал и все партии исполнял в реальном времени - вот сразу всё произведение, хотя может быть и с десятой попытки. И только финальный - восьмой трек был создан по привычной для меня технологии - запись отдельных треков, программирование ритмики, редактирование всех неточностей исполнения. Но трек вполне вписался в общую концепцию и не кажется в альбоме чужим.
Программно-секвенсорная составляющая в этом альбоме предельно мала - 12%, в то время как живое исполнение музыкальных партии составляет в нем более 80%.
Но альбом «Глубокий Космос 2020» изобилует и “немузыкальными” партиями. Тут внезапно появился голос. Не в песенном жанре, разумеется, но в лучших традициях классической электронной музыки, когда к голосовым тембрам прибегали лишь за тем, чтобы избежать синтетической унылости произведения.
У меня была простая практическая задача - рассказать слушателю о том, что в сюжете альбома происходит. Это немного весело, может быть и смешно, ведь женский голов в 3-м и 5 треках вещает по-английски. Но для сложившейся в мире электронной музыки стилистики это даже лучше. Во-вторых, технически реализовать задумку на другом языке я не мог.
Голосовая составляющая альбома появилась тоже очень странным, если не сказать - мистическим - образом. На этапе монтажа всего альбома у меня откуда-то появилось два небольших текста. Первоначально я думал, что их можно напечатать в буклете к компакт-диску и опубликовать на сайте - для желающих глубже погрузиться в сюжет. Но что-то толкало меня к тому, чтобы текст звучал в самом альбоме. И я стал искать способы реализации этой идеи.
Первый путь не дал результата - Гугл Переводчик озвучивает не настолько красиво, чтобы это могло быть использовано в художественном произведении. К тому же, оказалось, что у меня нет софта, который мог бы сграбить звук переводчика в хорошем качестве. И я похоронил этот вариант. Но тут же нашелся сайт, который прекрасно конвертирует текст в звуковой файл, причем, артистично, будто диктор репетировал и вкладывает всю душу. Сайт упомянут на странице альбома.
Среди предлагаемых там опций несколько языков и несколько артистов для каждого языка. Русского языка в списке нет. Я на всякий случай попробовал испанский (моя любовь) и французский. Нет, английский там реализован гораздо лучше. А из англоязычных дикторов более всего подошла девушка по имени Алиса. Вот она и рассказывает в альбоме «Глубокий Космос 2020» о том, куда направляется наш звездолет. И надо понимать, что это не человек. Это современная нейросеть вот так научилась разговаривать с нами - венцами творения.
В последнюю очередь упоминаю шумовую составляющую альбома, выраженную в огромном количестве спецэффектов, расставленных по трекам уже при монтаже. Но их создание - тоже что-то на уровне неподконтрольной мне магии - было исключительно живым процессом. Кручение ручек, интуитивное движение слайдеров и двумерных джойстиков - все, как в старой доброй электронике 70-х годов, только на современной аппаратно-технической базе. И небольшое количество эффектов я отыскал в интернете - запись радиопомех, сигналы первого искусственного спутника Земли, и звук взлетающего космического корабля. Всё это сосредоточено во втором треке. А в семи остальных - добротные шумы псевдо-аналоговых технологий синтеза.
Итак, три дня на сочинение музыки плюс три дня на складывания всех пазлов в единую картину. Всего - пять. Потому что один день у этих двух видов работы общий. И это, кажется, мой новый рекорд, когда альбом с нуля создается менее чем за неделю.
Альбом «Алые паруса» был записан за восемь дней. Правда, был еще альбом «Dreamology» проекта «DreamOcean», но согласитесь, это немного другая история. И другая музыка.
Большая часть моих альбомов писались месяцами, а некоторые даже годами пишутся. Но я должен признать, что лучшая музыка рождается быстро. Жертвы затяжных родов мало кого радуют.
На шестой день я - нет, не отдыхал - сверстал полиграфический макет и создал страницу на сайте для нового альбома. Как успел за один день - не представляю. Но факт остается фактом: 9 июня в потоке заструились первые ноты, а 15 июня альбом был представлен слушателям - пока только в цифровом виде. Физическая версия на CD обязательно будет. И я надеюсь, что - скоро.
Будет ли концерт, посвященный альбому «Глубокий Космос 2020»?
Этого я пока обещать не могу. Во-первых, нас не отпустила окончательно панда. Я созванивался с администрацией концертных залов - пока конкретики мало, и назначить дату концерта нельзя. Во-вторых, у меня не сохранилось никаких нотных записей и партитур. Я на всякий случай лишь фотографировал экран синтезатора, чтобы в случае живого исполнения на концерте хотя бы все ручки и переключатели правильно поставить. Конечно подобрать вновь и запомнить собственную же музыку я смогу. Но насколько при этом она сохранит связь с исходным треком? - это пока вопрос открытый.
В любом случае я очень надеюсь на концерты в конце лета и осенью. Если не полностью, то как минимум какой-то своей частью «Глубокий Космос 2020» на концертах звучать будет. Вот и узнаем, что из этого выйдет.
Думаю, что на этом подробностей уже довольно. Искренне надеюсь, что кому-то они оказались интересны.
В завершение еще раз ссылка на альбом, по которой его можно полностью прослушать:
http://neane.ru/rus/4/katalog/2602.htm
Сознаюсь, за прошедшее время я слушал его много раз. особенно - на сон грядущий. А поскольку я обычно недосыпаю, то на меня эта музыка действовала однозначно - к середине альбома я уже был в космическом корабле и летел к звёздам.