Найти тему
Okko

Почему «Назад в будущее» — один из лучших блокбастеров в истории

Оглавление

Рассказываем, что делает фильм Роберта Земекиса одним из лучших блокбастеров в истории. 16+

В этом году трилогия «Назад в будущее» справляет двойной юбилей. Первому фильму исполнилось 35 лет, а третьему (а значит, и всей трилогии) — 30.

Несмотря на довольно почтенный по мерками киноиндустрии возраст, фантастические фильмы Роберта Земекиса и сейчас смотрятся превосходно и совсем не устарели. «Назад в будущее» — настоящее кинематографическое чудо, но успех этой картины вполне можно объяснить.

Рассказываем, почему трилогия Роберта Земекиса стала образцом коммерческого кино.

Семья вместо науки

-2

«Назад в будущее» часто называют лучшим фильмом про путешествия во времени. Но главное, фильм этот посвящен не столько перемещениям между эпохами и пространственно-временным континуумам, сколько столкновению эпох и проблеме отцов и детей.

Хай-концепт «Назад в будущее» пришел в голову сценаристу Бобу Гейлу, когда он случайно открыл школьный альбом отца. 

Гейл был большим фанатом «Машины времени» Герберта Уэллса и телевизионного сериала Рода Серлинга «Сумеречная зона». Вместе с Земекисом они  мечтали сделать фантастический фильм о путешествии во времени, но им в голову никак не шла оригинальная идея. Помог тот самый альбом. По легенде «Назад в будущее» начался со слов Земекиса: «А если твоя мама, которая всегда говорила, что в подростковом возрасте ни с кем не целовалась, на самом деле была школьной шлюшкой?» 

Таким образом, Гейл и Земекис взяли фантастическую подложку, а общую историю развернули в сторону вечных ценностей — семьи и отношений между родителями и детьми. 

Голливудский опыт

-3

Стивен Спилберг, который давно мечтал поработать с парочкой, дал зеленый свет картине, которая стала первым проектом его образованной студии Amblin Entertainment. Ведь за плечами авторского дуэта Роберта Земекиса и Боба Гейла уже было несколько симпатичных картин. «Я хочу держать тебя за руку» рассказал историю первого приезда The Beatles в США с субъективной точки зрения — от лица нескольких фанатов и фанаток ливерпульской четверки. «Подержанные автомобили» — история противостояния двух владельцев салонов, собственно, подержанных машин.

Эти фильмы не были суперхитами, но утвердили за Земекисом и Гейлом славу мастерских кинорассказчиков. Первой по-настоящему успешной картиной Земекиса стала приключенческая лента «Роман с камнем», которую, правда, он делал в одиночку. Но именно она, заработав в прокате более $100 млн, открыла дуэту почти все двери в Голливуде.

Вылизанный до блеска сценарий

Photo by Universal Pictures/Getty Images
Photo by Universal Pictures/Getty Images

Сценарий «Назад в будущее» Земекис и Гейл писали вдвоем в одной комнате независимо друг от друга. В конце каждого дня они сверяли написанное, разыгрывали сценки по ролям, чтобы понять, что получилось хорошо, а что — плохо. Так продолжалось несколько месяцев. Параллельно Земекис и Гейл встречались с голливудскими продюсерами (это было еще до успеха «Романа с камнем»), и те до определенного момента не проявляли к «Назад в будущее» никакого интереса. Кому-то история казалось слишком «сладкой» и радужной, кому-то путанной, другим просто неинтересной. А продюсеры студии Disney, прочитав написанное, были по-настоящему шокированы сценой поцелуя Марти и его мамы в 1955-м. 

Казалось, что Земекис и Гейл выбрали не самое удачное время, чтобы снять «Назад в будущее»: рынок в 80-х был перенасыщен подростковым кино и картинами про путешествия во времени, и никто не хотел браться за еще одну. Но каждый отказ работал на Гейла и Земекиса как красная тряпка: они с еще большим усердием погружались в работу. В итоге у них получился практически безупречный с точки зрения логики, структуры и повествования сценарий. Увлекательный, в меру запутанный и при этом обаятельный и выполненный в лучших голливудских традициях сторителлинга. 

Адреналин

-5

По мнению некоторых критиков того времени, главной отличительной чертой сценариев Земекиса и Гейла был адреналин, который пронизывал их картины и держал зрителя в напряжении. Одним словом, их фильмы были какими угодно, но точно не скучными.

В «Назад в будущее» этого адреналина стало только больше — ведь они посадили героев и зрителя «на таймер». События всех трех картин развиваются в цейтноте: главные герои должны вернуться домой или починить оригинальных ход истории за короткий промежуток времени. 

Постоянные перегонки с ускользающим временем усиливают напряжение и добавляют и без того увлекательной истории электричества. Посчитайте, сколько всего успевает Марти только в первой части: познакомиться с мамой, случайно влюбить ее в себя, сбежать от нее не раз и не два, познакомить родителей, подраться, убежать от Биффа, сыграть на школьном балу, снова убежать от Биффа, рассказать доку о машине времени, помочь вернуть себя назад в будущее и так далее. 

Химия между актерами

-6

Сегодня мало кто помнит, что изначально главную роль в картине должен был исполнить Эрик Штольц, но с ним расстались после нескольких недель съемок. Земекису нужен был более пластичный, развязный актер, как он сам говорил, «с замашками Даффи Дака». И несмотря на потраченные деньги и время, Земекис вернулся к кандидатуре Майкла Джей Фокса, который планировался на эту роль с самого начала. Режиссер искал химию на экране, а, глядя на Штольца, видел лишь, по его словам, «пустое место».

Когда Майкл Джей Фокс присоединился к команде, всё пошло как по маслу. Уже на первой сцене — на парковке торгового центра — Земекис и другие члены съемочной группы почувствовали облегчение. На экране появилась химия — особенно между Фоксом и Кристофером Ллойдом. О том, что Земекис и компания «попали» в актеров, говорит и тот факт, что по большому счету никто из актерского состава «Назад в будущее» впоследствии не стал мировой суперзвездой. Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Криспин Гловер были популярны в Голливуде, но они никогда не были артистами первой величины. Но фильма «Назад в будущее» без них бы не случилось.

Ностальгия, стиль и двойное измерение

Ностальгия — одна из центральных тем «Назад в будущее». Но из-за того, что события трёх фильмов разворачиваются в четырех эпохах, зрителю приходится переключаться между ними — вслед за героями. 

Photo by Universal/ Getty Images
Photo by Universal/ Getty Images

Лейтмотив первой части — ностальгия по самому безмятежному десятилетию в истории США — пятидесятым. Во второй мы смотрим на 80-е, в которых сейчас живут Марти и Док. В третьей мы погружаемся в историю Америки и попадаем в конец 19 века, в последние десятилетия Дикого Запада. Эти временные скачки создают уникальный калейдоскоп: мы видим, как мир постоянно меняется, но некоторые вечные ценности в нем остаются.

Эти прыжки по эпохам создают сразу несколько измерений в картине. Это не только фантастическая лента, но и роман взросления, вывернутый наизнанку. Потому что во время путешествий между эпохами, мы сравниваем юность людей разных поколений,сопоставляя их друг с другом. Любые родители когда-то были подростками, каждый совершал ошибки, у всех есть рухнувшие надежды и несбывшиеся мечты.

Еще один важный элемент трилогии «Назад в будущее» — стиль. Самая известная история, которая произошла во время съемок, связана, разумеется, с автомобилем «Делориан». Изначально машиной времени должна была стать телефонная будка, затем — камера, спрятанная в фургоне пикапа, и только позднее Земекис и Гейл сообразили, что будет очень круто, если ей окажется настоящий автомобиль. В то время не было машины навороченнее и футуристичнее, чем DeLorean DMC-12. Разработка Джона Делореана в итоге вошла в историю поп-культуры так плотно, что сравниться с ней по популярности могут разве что супергеройские тачки Бэтмена и автомобили Джеймса Бонда.

Стиль в фильме «Назад в будущее — во всем. Марти носил очки-авиаторы», мечтал о модном внедорожнике Toyota, во второй серии появились культовые кроссовки Nike с автоматической шнуровкой, ховерборд, «Делореан» научился летать, а действие завертелось вокруг культового «Альманаха Грея». Словом, «Назад в будущее» пошел по проторенной еще Джорджем Лукасом дорожке. Важно было не просто сделать хорошую картину, но и пробудить в зрителе желание оторвать от нее кусочек. 

Впрочем, купить ховерборд нельзя даже сейчас, а кроссовки Nike «как в будущем» появились только несколько лет назад. 

Пасхалки и музыка Алана Сильвестри

-9

В «Назад в будущее» полно пасхалок, с помощью которых Земекис и Гейл вели диалог со зрителем, не давая ему заскучать. Имена Марти в других эпохах (Кельвин Кляйн, Клинт Иствуд), переплетенная сюжетные виньетки, которые возникают в разных фильмах (упрямство Марти, приведшее к аварии, смена названия ущелья в финале третьей картины), брат Чака Берри на школьном балу, когда играет Johhny B. Goode. Эти ювелирные детали, рассыпанные Гейлом и Земекисом по сценариям трех картин.прекрасно выполняют свою задачу: их можно пропустить, но так приятно обнаружить. Еще одна важная особенность — множество фразочек, рассыпанных по всему фильму и моментально врезавшихся в память — от «его зовут Кельвин Кляйн» до «88 миль в час». 

И финальный аккорд — потрясающая музыка Алана Сильвестри. От легких фортепианных переливов до мощной оркестровой основной темы. Музыку Сильвестри, как и многое в «Назад в будущее» невозможно забыть, однажды услышав.

***

 О «Назад в будущее» можно говорить бесконечно. Эта великая картина — пример почти идеального блокбастера. Земекис еще раз завоюет мир десятилетие спустя — взорвав «Форрестом Гампом» американский прокат и получив все главные «Оскары». Но если история безобидного дурачка уже сегодня вызывает немало вопросов, то «Назад в будущее» оказался настолько цельным фильмом, что ему не страшны никакие перемены.

Пожалуй, главное доказательство монументальности трилогии — почти священный статус не только у зрителей, но и голливудских продюсеров, которые до сих пор не хотят запускать ремейк или продолжение. Скорее всего потому, что понимают — второй раз повторить то, что сделали Гейл и Земекис, просто невозможно.

Автор текста: Андрей Загудаев