Найти в Дзене

«Легальные» способы мошенничества и как им противостоять

Сегодня, на фоне развивающегося экономического кризиса и неутихающих волн пандемии, вновь стала актуальной тема массового мошенничества в отношении простых граждан, в особенности, в сфере предоставления финансовых услуг, списания долгов, рефинансирования кредитов и т.п. При этом, зачастую, мошенничество осуществляется не на прямую, а с использованием так называемых «легальных» схем, когда действия по отъему у населения денежных средств маскируются под юридически корректные формы.

Естественно, простой человек вовсе не обязан быть юристом и не всегда способен распознать за ширмой словесных формулировок мошенников. Как же быть в таких ситуациях? Что нужно знать, чтобы не стать очередным глупеньким Буратино на капиталистическом Поле чудес? Этому посвящена данная статья. Мы постараемся привести несколько, получивших в последнее время распространение, схем мошенничества, создатели которых пытаются маскироваться под «добропорядочных предпринимателей».

1. Отказ от оказания услуг с отъемом денег

Жертва обращается к мошенникам (в роли которых выступают, как правило, различные брокерские фирмы), чтобы получить помощь в рефинансировании взятых кредитов. Такое происходит, обычно, когда человек уже несколько раз обратился в банки и кредитные организации с заявлениями о рефинансировании долга, но ему было отказано. То есть, мошенники выступают здесь в роли последней соломинки, за которую хватается «утопающий». Встречая должника с распростертыми объятиями, они обещают ему, что, благодаря использованию профессиональных компетенций и связей, осуществят целый комплекс мероприятий, направленных на получение кредита: направят запросы в Бюро кредитных историй, проведут переговоры с рядом банков и т.д. и т.п. Жертву убеждают, что ее вопрос решаем на 100% и просят заключить договор на «ничтожную» сумму в «каких-нибудь» 40 000 рублей. При этом, денежные средства просят перечислить не на реквизиты, указанные в договоре, а на банковскую карту «ответственного» сотрудника. Жертва осуществляет оплату через онлайн-банк, после чего счастливая уходит домой с полной уверенностью в том, что деньги потрачены не зря, и вопрос с рефинансированием долга теперь то, уж точно, решится. Однако, чуть позднее выясняется, что воз и ныне там, а проблему, фактически, никто не решал и решать не собирается. Возмущенная жертва обращается в организацию, но там ей поясняют, что для списания долга делается все возможное, однако, для успешного совершения всех действий, необходимо внести еще N-ную сумму, чтобы написать ряд новых запросов, документов и т.д.

В итоге, жертва вносит круглые суммы денег на непонятные банковские реквизиты (якобы, «напрямую курирующему специалисту»), фактически, не получив никаких услуг по договору. При этом, жертва оказывается в занятной ситуации, когда мошенники уже получили свои денежки через третьих лиц, которые никак не связаны с договором. В дальнейшем, такая ситуация предоставляет нечистоплотным дельцам два варианта поведения: либо просто умыть руки (деньги-то уже получены!), либо еще и потребовать от жертвы уплаты не оплаченных, но фактически, якобы, предоставленных услуг в рамках договора (всегда можно предоставить отчеты об оказанных консультационных услугах и т.д.)

2. Продажа бесполезных услуг

-2

Эта мошенническая схема похожа на первую, стой лишь разницей, что она является более «легальной», никакого прямого обмана в ней не происходит, расчёт идет на наивность жертвы. Суть ее заключается в продаже ненужных услуг, либо услуг, которые, хоть и осуществляются фактически, но являются простыми в оказании и не имеют никакого смысла с точки зрения достижения результата.

Так, например, клиент обращается к брокерам или юристам для того, чтобы получить рассрочку по кредиту. Как и в первом случае, человек, к этому моменту уже доведен до крайней степени отчаяния. Ему сулят златые горы и гарантируют, что обязательно решат его вопрос, но, при этом, навязывают кучу услуг, которые, с юридической точки зрения, не имеют абсолютно никакого значения. Например, составляют письма в банк с просьбой о предоставлении рассрочки по кредиту. Но ведь, и так понятно: от того, что с таким письмом в банк обратится не само лицо, а представляющая его юридическая контора, ничего не изменится, никаких оснований для рассрочки кредита от этого не возникнет. Также могут предлагаться такие услуги, как написание заявлений, претензий, «просуживание» долга и т.д. Но все их объединяет одно: они заведомо не имеют никакого юридического значения, не решают вопрос.

После того, как клиент понимает, что его проблема не разрешилась, он пытается потребовать от мошенников какого-либо возмещения за оплаченные услуги, однако, в ответ ему объясняют, что договор заключался на составление конкретных документов, которые и были составлены, а тот факт, что никакого результата для клиента это не принесло, не имеет значения, так как все, что не касается составления данных документов, находится за рамками договора.

3. Конвейер

-3

Данная схема мошенничества характерна, в первую очередь, для юридических и брокерских компаний. Суть ее заключается в том, что мошенники не специализируются на каком-то одном виде услуг (например, помощь должникам), а предоставляют наиболее широкий их спектр. Такие фирмы, как правило, имеют большие и хорошо обставленные офисы, а также относительно большое количество сотрудников. Работа поставлена так, чтобы клиент с самого начала ощущал, что пришел в солидную организацию. С самим клиентом работают не узкие специалисты, а менеджеры по продажам, чья задача «впихнуть» клиенту услуги. При этом, клиенту продается решение любой, даже заведомо "глухой" проблемы. Далее все развивается как в примере № 2. Отличие лишь в том, что во втором примере мошенничество осуществляется от случая к случаю, параллельно с осуществлением профессиональной деятельности, а в примере № 3 вся работа поставлена на широкую ногу. Главное – заключить с жертвой договор на оказание услуг на любую сумму и подписать акт сдачи-приемки услуг (желательно сразу), а большой поток клиентов обеспечит хорошую выручку.

В заключение.

4 совета, как обезопасить себя от "невидимой руки рынка"

  1. Всегда добивайтесь, чтобы вам подробно объяснили, в чем заключаются оказываемые услуги, к какому результату они приведут и как именно этот результат будет достигаться. Требуйте ссылок на законы, детального объяснения всех этапов оказания услуг, ведущих к желаемому результату.
  2. Внимательно читайте договор, особенно раздел «Предмет договора». Формулировки предмета должны полностью совпадать с формулировками конкретных услуг, которые вам оказываются, чтобы не возникло ситуации, что вы ожидали решения конкретного вопроса, а, в результате исполнения договора, вам, всего лишь, написали несколько бумажек.
  3. Внимательно читайте акт приемки-сдачи услуг по договору. Никогда не подписывайте этот документ ранее, чем услуги вам будут фактически оказаны. Следите за тем, чтобы услуги, которые вы хотите получить, были детально сформулированы и одинаково звучали в предмете договора и акте приемки-сдачи услуг.
  4. В качестве реквизитов для перевода средств в счет оплаты по договору, а также для любого обмена информацией, используйте только данные (адреса, номера счетов и т.д.), которые содержатся в самом договоре.