Найти тему
Метагазета

Россия и Беларусь возобновят интеграцию

Оглавление
Президент России Владимир Путин жмет руку главе Республики Беларусь Александру Лукашенко. Фото: kremlin.ru
Президент России Владимир Путин жмет руку главе Республики Беларусь Александру Лукашенко. Фото: kremlin.ru

Ну, все! Урны распечатаны, бюллетени подсчитаны, ЦИК звонко отчитывается о победе. Теперь русский язык, идеалы предков и Путин с нами навсегда! И вдруг — как разрыв гранаты: Россия и Беларусь вернутся к согласованию дорожной карты по интеграции.

Заседание Совета министров Союзного государства на эту тему «пройдет, безусловно, в этом году», объявляет посол РФ в Минске Дмитрий Мезенцев.

Как же так? Обнуляли, обнуляли — и все зря, что ли? Ведь всем известно, что поправка, увековечивающая власть Владимира Путина, вносилась в Конституцию РФ как раз потому, что батька наотрез отказался интегрироваться. Злые языки говорят, что ему предлагали всякие высокие посты в едином государстве, где Путин будет президентом. Но Лукашенко ни в какую! Мы, мол, по ценам на нефть и газ с Россией еще не договорились, да и не пристало суверенной Беларуси прогибаться перед соседом, до последнего стоял на своем Александр Лукашенко.

До тех пор стоял, пока не оказался перед жестким выбором: то ли сдаться перед разразившейся в его стране вакханалией протеста и признать, что он и правда «Саша 3%» (это народное прозвище — намек на драматически низкий рейтинг батьки, 26 лет находящегося у власти), то ли уже без всякого стеснения косить оппозицию пулеметными очередями — иначе не утихают.

Батькины конкуренты

Ведь чего только батькины силовики не делали! Одного из главных потенциальных конкурентов Лукашенко на предстоящих 9 августа президентских выборах — блогера Сергея Тихановского — упаковали в СИЗО, пришив ему дело о насилии в отношении сотрудников МВД. Даже подписи для регистрации кандидатом в президенты не дали собрать. Знамя блогера подхватила его жена Светлана Тихановская и собрала-таки больше 100 тысяч подписей для собственного выдвижения в кандидаты вместо мужа.

Второго главного конкурента — экс-главу «Белгазпромбанка» (подконтролен «Газпрому») Виктора Бабарико — тоже закатали в СИЗО. Он, правда, подписи собрал, однако участвовать в выборах из изолятора Бабарико будет затруднительно. А выпускать его белорусский КГБ не собирается. По мнению силовиков, банкир уклонялся от уплаты налогов, брал и давал взятки, расхищал национальные ценности, злоупотребляя служебными полномочиями. Например, банк якобы собирался вывезти из страны коллекцию живописи, которую только что купил и привез в Беларусь.

Третьего оппонента — основателя Парка высоких технологий Валерия Цепкало — устранили с предвыборной поляны небанально, можно даже сказать — с творческой задоринкой. Бывший подрядчик строительства парка Седат Игдеджи (гражданин Беларуси турецкого происхождения) вдруг написал в МВД заявление, что заплатил Валерию Цепкало более $1 млн, чтобы получить подряды в этом проекте. Принадлежащие Игдеджи компании якобы строили еще и личный дом для Цепкало, а сам турок помогал главе парка бороться с импотенцией — устраивал его на лечение и нанимал проституток по $1000 за сеанс. Письмо турка пришлось очень кстати: в отношении Цепкало началась проверка, и стать кандидатом ему теперь не светит.

В итоге из десятка конкурентов у Лукашенко осталось всего пять, из которых трое — только для массовки: экс-депутат Анна Канопацкая, председатель белорусской социал-демократической партии «Грамада» Сергей Черечень и сопредседатель общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев.

Однако народ не унимается. Число задержанных протестантов приближается к тысяче. Внезапно ставший знаменитым минский магазин сувениров Symbal.by продолжает продавать кепки и футболки с надписями «ПСІХО3%». Хотя местные силовики уже и вывеску с него сняли, и регулярно задерживают покупателей магазина — а люди всё идут за покупками. Акции протеста в Беларуси нарастают день ото дня. И не только в Минске, но и в регионах. Задержанные оппозиционеры шлют своим сторонникам лучи поддержки из изоляторов. Даже пенсионеры и селяне — традиционные сторонники Лукашенко — на чем свет матерят батьку, не стесняясь видеокамер блогеров.

От всей души

И батька сдался — решил просить у Путина помощи в борьбе с оппозицией, которую, как уверяют конспирологи, умело режиссирует сам Кремль.

Но с первой попытки помириться с обнуленным коллегой не удалось, даже вышло еще хуже. На параде в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне Путин не подал руки Коле Лукашенко, приехавшему 24 июня на торжество с отцом. Дурной знак, решил батька. Он весь день ходил чернее тучи, на официальном фотографировании демонстративно поменялся местами с президентом Казахстана, чтобы не стоять рядом с российским президентом. И уехал не солоно хлебавши.

Вторая попытка оказалась более успешной: 30 июня, на открытии Ржевского мемориального комплекса, белорусский лидер, явившийся на сей раз без наследника, нарочито приветливо смеялся в разговорах с российским коллегой, сердечно пожимал ему руки, заглядывал в глаза. Путин взгляд не отводил, но и разговора не поддерживал. И вот пожалуйста — на следующий день мы слышим от посла Дмитрия Мезенцева сообщение об интеграции.

Казалось бы, зачем обнуленному российскому президенту теперь интеграция? Что ему проблемы «последнего диктатора», с которым у них давняя личная неприязнь? Вроде бы экс-глава «Белгазпромбанка» в руководстве Беларуси для Путина куда удобнее.

Как сказать… Во-первых, российскому президенту намного приятнее стать главой объединенного государства, а не третий десяток лет грести на старых галерах. А во-вторых, победа конкурентов над Лукашенко Владимиру Путину крайне невыгодна: глядишь, и отечественная оппозиция восстанет, воодушевленная белорусским примером. Объединится, да и, чего доброго, начнет свергать уже самого Путина! Вот перевыберут батьку в августе — мы Беларусь инкорпорируем, как СССР Прибалтику в 1939 году (так, по мнению нацлидера РФ, выглядел процесс присоединения Литвы, Латвии и Эстонии к Советскому Союзу).

Вот и не будет у нас как в Париже, или как в Миннеаполисе, или как в Беларуси.