Найти тему
BOX Design & Print

Что делать, чтобы при печати получился нужный цвет?

В прошлый раз мы разобрались, почему цвет при печати отличается от цвета в макете. Цветопередача может стать вечной безвыигрышной лотереей, если не знать, как правильно тыкать пальцем в небо. Для этого нужен простой советский…

1) CMYK — намного проще и быстрее правильно подготовить макет, если изначально знать, что он будет печататься.

Предположим, что дизайнер должен разработать несколько макетов — и для печати, и для онлайна — мы советуем и в этом случае готовить все макеты в CMYK, ведь, как мы теперь знаем, у RGB цветовой спектр шире, а значит, он-то точно справится с конвертацией цветов из меньшего диапазона.

2) Pantone выходит на передний план, когда в макете есть чистые ровные и сложные цвета. Так например, золото и серебро на офсете печатается не путем смешения C, M, Y и K, а отдельной готовой краской нужного оттенка. Так же поступают и шелкографисты, если цвет по Pantone более-менее востребованный, а тираж достаточно большой. В остальных случаях нужный цвет замешивается в соответствии с его формулой. У каждой уважающей себя типографии в укромном месте хранится пантоновский веер, при желании и высоком уровне доверия на него можно посмотреть одним глазком. Цвета в веере, в отсутствие образца цвета, служат эталоном. По ним сверяются при печати. На них же можно ориентироваться при разработке дизайна.

Обязательно уточните у типографии, в которой собираетесь печататься, в какой именно пантоновской палитре она работает. Например мы — в Pantone Solid Coated / Uncoated, в зависимости от материала.

-2

3) Цветопроба, плашки и таблицы, выкраски, пробная печать и сигнальный образец нужны тогда, когда вы уже определились с тиражом и видом печати. К примеру, вы решили напечатать цветопробу на лазерном принтере, согласовали цвет, а потом решили, что тираж нужен побольше, офсетный. Что ж, это все же лучше, чем ничего. Помните, что любой оттиск дает лучшее представление о цвете нежели картинка в телефоне. В идеале нужно печатать пробу на том же оборудовании, что и тираж, если, конечно, позволяют бюджет и время. Если цвет пробного оттиска не устраивает, нужно править макет. А чтобы не печатать одно и то же бесчисленное количество раз, обычно помимо основного макета на печатную страницу размещают несколько плашек разных оттенков проблемного цвета. Даже если ни один из оттенков не попадет в нужный, станет понятно, в каком направлении нужно править цвет для следующего захода.

4) Материал — это основа, на которую ложится краска, и от которой отражается свет. К примеру, бумаги различаются по цвету, плотности и покрытию. Даже условно белые бумаги с высоким и низким значениями CIE (белизны) дадут разные результаты. Глянцевая и матовая мелованные бумаги — тоже. Бумага меньшей плотности и толщины сильнее просвечивает, а значит при двусторонней печати это тоже следует учитывать. Мы уже не говорим о дизайнерских бумагах с перламутровыми включениями, фактурой и латексным покрытием. В общем, чем меньше мы играем с материалом после согласования цвета, тем стабильнее результат.

5) Финишное покрытие — лак или ламинация — влияют на цвет бесконтрольно. Матовая ламинация приглушит цвета, а глянцевая — может сделать их ярче, чем хотелось. Прозрачный глянцевый лак более предсказуем, по сравнению с фактурным или глиттерным. Поэтому, если в вашем заказе предусмотрены подобные излишества, их следует затестить в обязательном порядке.

6) Наблюдатель — это самый капризный фактор восприятия цветопередачи. Помимо индивидуального видения цвета на него оказывает влияние освещение. При дневном свете цвета могут визуально казаться одинаковыми, а в помещении, под лампой с неопределенной теплохолодностью, выглядеть разными. И наоборот. Этой головной болью мы обязаны свойству нашего зрения, которое называется метамерией.

При наличии цветопробы или образца, печатник может настроить оборудование, ориентируясь на приборы, которые определяют цвет в эталонных условиях естественного освещения. И для того, чтобы потом не спорить с колориметром, доказывая, что в теплице заказчика под розовыми лампами цвет листовок отличается от цвета терракотовых горшков, мы советуем забирать испытательные образцы в пункт их назначения.

Итог: чем меньше переменных мы затрагиваем в процессе согласования цвета, тем более предсказуемым будет результат.

Дополнительно:

• Калибровка монитора во многих статьях о цветопередаче стоит на первом месте, хотя на деле она никак не влияет на отпечатанный результат, а значит «у меня на мониторе» в качестве аргумента не засчитывается. Так что это необязательно, но желательно, ведь намного проще работать в относительно близких цветах, чем в оттенках, далеких от правды.

• Насмотренность тренирует глаз. Конечно, способность различать большее количество цветов — это генетическая лотерея, но чаще всего мы все-таки можем видеть лучше и больше, если постараемся. Помимо простого «смотрите, и все придет с опытом», мы можем посоветовать позалипать в мобильное приложение Blendoku, если вам интересны цветные квадратики так, как они интересны нам.

• Лайфхак — незначительная разница в оттенках цвета более заметна на больших и ровных участках. Словом, чем проще сюжет изображения, тем больше нюансов находит наш глаз. Поэтому текстуры, паттерны и прочие отвлекающие маневры, которые усложняют сюжет — надежные друзья в деле согласования цвета.

https://www.systembrunner.com/basics-knowledge/picture-contrast-theory
https://www.systembrunner.com/basics-knowledge/picture-contrast-theory