Пока мир в ожидании новой экранизации романов Ф. Герберта «Дюна», я подумал, а не разобрать ли нам, какое влияние его космооперы оказали на мировую культуру.
Хотя, стоит сразу оговорится, оказала, но как-то косвенно. Дэвид Ицкофф в 2006 году даже высказал недоумение по этому поводу. Ведь в поп-культуру «Дюна» не вошла так, как вошли «Игры престолов» или «Властелин колец».
Честно признаюсь, поклонником «Дюны» я не был, но в нашей команде таковые имеются, да и у нас есть целый сайт, посвященный всему, что касается миру «Дюны».
«Дюна» - эта такие «Игры престолов», только в космосе. Ф. Герберт получил за нее премию «Хьюго», еще при жизни вышло 20 млн. экземпляров легендарного цикла.
И так, с чего же начнем? Конечно же, с червей. Хотя, это в романе не главное, но многие признаются, что образ гигантских червей оказал на них колоссальное влияние. Не факт, что первых их придумал именно Ф. Герберт, но уж точно, он создал настоящий культ пустыни и ее загадочных обитателей.
В детстве я смотрел «Дрожь земли» и схожие фильмы про ужасных подземных обитателей. Тогда я еще думал, что они когда-то обитали в доисторические времена, может при динозавров. Но, слава богу, нет. гигантские черви встречаются и в «Звездных войнах» и в «Драконах подземелий».
Пустыни
Планета Арракис стала местом распри из-за вещества, которое замедляет старение. Меладж дает возможность путешествовать в космосе и заглядывать далеко вперед. Некоторые считают, что в нашем мире аналогом этого может стать какой-нибудь наркотик, но в политических масштабах, я бы отвел такое место точно не наркотикам.
Но что касается пустынь, то это излюбленное место начала всех приключений у Лукаса и удачный художественный ход, чтобы усилить эмоциональный накал или драматический момент в произведении.
Интриги и еще раз интриги
Нельзя не признать, что масштаб политических интриг в «Дюне» произвел свой фурор и стал основой для многих «игр престолов» не только в фэнтези. Возможно косвенно, не всегда напрямую, но «Дюна» создала некую моду на «игры престолов» в разных мирах. Фантастика позволяет раскрыться каждому сюжету, так как дает полет для фантазии. Можно описать интриги и в реальном мире, но для этого нужно обладать фактическим багажом, имел выходы в те или иные круги. В фантастике, мы можем все выдумать, но сделать это близко к реальности, при этом, не боясь, что вас обвинят в незнании исторического материала.
В одной из своих статей я рассказывал какое влияние оказывала мода на восток у интеллигенции второй половины XX века. Буддизм, реже даосизм, индийские культы сводили с ума музыкантов и писателей. Герберт не стал исключением. Дзен-буддизм просматривается и в его «Дюне» в виде высказываний, афоризмов и некоторых диалогов, вроде – «Арракис учит думать как нож – отсекать все незаконченное»…
Правда это еще и на бритву Оккама похоже, но все же.
И так, мы возлагаем большие надежды на новую «Дюну». При удачном раскладе, это может стать сенсацией в современном кино.