Мы с самого детства смотрим мультики и привыкли к ярким образам и запоминающимся сюжетам. Но как же рождаются анимационные шедевры, сколько вкладывается сил и времени и как идти в ногу со временем? На эти и другие вопросы отвечает директор студии компьютерной анимации «Петербург» Дарья Давыдова.
Окунулась в мир анимации Виктория Короткова (@crazyrussian111)
Посвящала в студийные тайны Дарья Давыдова — директор студии «Петербург» (@studiopetersburg)
Фотографии из личного архива Дарьи Давыдовой
С чего началась история студии? Какие были трудности и подводные камни?
Юридически студия возникла в 2003 году, но первый проект — Смешарики — возник ещё в 2001-м. В одну дизайнерскую фирму, где работали Салават Шайхинуров и Илья Попов, пришёл заказ на создание дизайна упаковки шоколадных конфет. Для бренда Салават придумал круглых зверей, которые объелись этих же конфет, но идея так понравилась остальным, что её решили разрабатывать дальше, а дизайн для конфет придумали совершенно другой.
Начало 2000-х годов было сложным временем для анимации. Сама по себе она была слабой, и существовавшие немногочисленные студии были, скорее, авторскими, чем коммерческими. И именно студии «Петербург» и компании «Смешарики» пришлось стучаться во все двери, рассказывать и доказывать, что нужно не просто выпускать данный сериал, а поднимать всю индустрию. «Смешарики» стали первым успешным коммерческим анимационным проектом нового времени, продвинув лицензирование бренда и многосерийность. Ведь до этого сериалов в современном понятии не существовало.
Как отреагировали зрители? Какие отзывы были?
Это была революция российской серийной мультипликации. Взрослые смотрели вместе с детьми.
И многие до сих пор вспоминают самую первую серию — «Скамейка». Кстати, очень похожая скамейка теперь стоит при входе на студию.
Полнометражные мультфильмы показывают в кино, так они зарабатывают деньги. А как же зарабатывают сериалы, которые бесплатно показывают по ТВ?
Давно не секрет, как зарабатывают сериалы. Если мультсериал популярен, то каналы заинтересованы, чтобы его показывать, и покупают новые серии. Это одна из статей доходов. Помимо этого, сериалы выкладываются на разные платформы, с чего студия тоже получает определённые заработки. Но основную прибыль приносят продажи лицензионной продукции.
Сколько времени требуется на одну серию и каков процесс её создания?
Производство одной серии Смешариков занимает шесть месяцев. Это кропотливая работа, вовлекающая целую команду специалистов. Всё начинается с синопсиса, который в двух–трёх предложениях рассказывает, что будет происходить в серии. После одобрения художественным руководителем синопсис перерастает в сценарий. Затем сценарий переходит к режиссёру на раскадровку, то есть на разбивку и отрисовку главных сцен и персонажей серии. Это помогает увидеть более подробно последовательность кадров и общий тайминг.
Далее серия отдаётся в аниматику, где картинка переводится в видео-формат. Одновременно с работой по анимации приглашаются актёры для озвучки главных персонажей. Для этого у нас есть собственная студия звукозаписи. И затем всё вместе отдаётся на окончательное сведение картинки и звука, также добавляются ошумление и музыкальное оформление.
Смешарики — не единственный сериал, над которым работает студия. Какие ещё мультсериалы производятся на студии?
На студии идёт работа как над другими мультсериалами, так и над полнометражными проектами. Главный спин-офф Смешариков — Малышарики, проект для детей от 0 до 3 лет, — очень понравился самым маленьким российским зрителям и впоследствии был переведён на несколько языков, став особенно популярным в Китае и набрав там более 3 млрд. просмотров.
Студия также занимается производством сериала «Тима и Тома», номинировавшийся на премии и фестивали в области анимации, и «Тоша Дракоша», чьим автором является знаменитый российский писатель Олег Рой.
Бывал ли у студии кризис?
Конечно, не бывает чистого неба без облачка. И кризисы были, но, к счастью, студия справлялась со всеми невзгодами, и, что бы ни происходило, ядро нашей команды сохраняется, и мы с новыми силами продолжаем идти вперёд. Сплочённость коллектива вселяет уверенность, что мы преодолеем любой кризис.
В студии акцент делается на профессионализм или также важна дружественная атмосфера?
Смешарики — это особенная атмосфера. Всегда приятно возвращаться в офис, где тебя встречают знакомые лица, работающие бок о бок вот уже много лет. Ещё более приятно, когда в проект возвращаются люди, которые начинали этот проект. Я присоединилась к команде в 2007 году, когда было выпущено около ста серий… и помню я это, потому что раньше новые сотрудники должны были просмотреть все серии Смешариков, чтобы полностью погрузиться в этот мир, понимать, какие у них привычки, что им нравится и что не нравится, как они реагируют на разные события.
Студия — это живой организм, где дружественная атмосфера не уступает уровню профессионализма.
Более того, желание профессионального роста подпитывается этой атмосферой и даёт больше сил для работы, потому что всё-таки мы занимаемся творчеством. Мы поддерживаем сплочённую работу коллектива.
Режиссёры, работающие на студии, участвуют только в проектах студии или в свободное время создают свои? И если создают, то как это влияет на студию?
Мы всячески поддерживаем авторские работы наших режиссёров. Для творческого человека сложно работать долго над одним проектом, и, помимо сериального разнообразия нашей студии, им требуется самореализация личных идей. В этом много положительных моментов. Самый главный из них — режиссёр отдыхает от студийной рутины, и тогда он возвращается к работе со свежими идеями.
Студия также выигрывает, если творчество режиссёров получает широкую известность. Например, авторские работы Наташи Мирзоян, которая долгое время работала на студии, сейчас приобретают мировое признание. Также могу отметить Рому Соколова, Андрея Жидкова, Таню и Олю Полиектовых, чьи короткометражные мультфильмы много раз номинировались на престижные премии и получали самые высокие оценки жюри, а также попадали в лонг-лист Оскара.
Чем отличается анимация вчера и сегодня?
Всем. Каждые полгода в техническом исполнении анимации что-то меняется: появляются новые технологии, оптимизация процесса. В далеком 1997 году, когда вышла первая часть «Истории игрушек», — это был прорыв. Теперь же на таком уровне работают многие анимационные студии. И это нормально. Развитие и прогресс не должны останавливаться на достигнутом.
На поднимаемые темы влияет многое: время, общество, страна. Советская мультипликация была поставлена в жёсткие рамки. Однако курящий волк в «Ну, погоди!» воспринимался естественно. Сейчас же это неприемлемо. Более того, психологи, а мы вплотную работаем со специалистами в области детской психологии, не рекомендуют такие сюжеты противостояния, как «Ну, погоди!» или «Том и Джерри».
Дети меняются вместе со временем и у них совершенно другая психология.
Какие перспективы на будущее? Можно ли говорить о захвате рынка анимацией?
У нашей студии большие планы по развитию в области анимации. Однако нельзя говорить о захвате рынка, ведь актёрская игра всегда будет в почёте. Но вполне вероятно, что вскоре рынок будет переполнен, и тогда нам придётся придумывать новые актуальные, интересные и качественные проекты.
Какое место занимает анимация сегодня в жизни человека? Как влияет современная анимация на восприятие мира? Чувствуете ли вы, как ваша работа меняет мир?
В последнее время анимация захватывает всё большее пространство не только потому, что её стало физически больше, но и потому, что она стала в разы лучше. Мы поднимаем важные вопросы, чтобы наши мультфильмы были интересны как детям, так и взрослым. Хочется надеяться, что мы делаем мир лучше.
Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.