Найти в Дзене

Юрий Дуров: Хозяин любого зарубежного цирка - Карабас Барабас

Судьба цирковых детей всегда взывает сочувствие. Их маленькими везут на гастроли, или оставляют дома с бабушками и дедушками. А как было Юрия Юрьевича? - Вы постоянно с детства были на гастролях с родителями? - Меня только пару раз оставляли в Ташкенте у бабушки с дедушкой, когда гастроли были за рубежом. Я ведь и родился на гастролях. Произошло это в городе Тбилиси. - Наверно вы поменяли много школ. Скажите, а у вас не было чувства превосходства над своими однокашниками, с которыми приходилось садиться за одну парту? Все-таки они всего-навсего обыкновенные школьники, а вы артист! - Превосходства не ощущал, но интерес ко мне конечно был! И у мальчишек, которые имели возможность вместе со мной заглянуть за кулисы, и у девчонок, потому что я артист! Но это вполне нормально. И кстати, друзья на меня никогда не обижались за заносчивость. Просто потому что я никогда не был заносчивым. Я всегда знал и помнил о том, что в этом городе я только гость, а они хозяева. А меня и принимали как

Судьба цирковых детей всегда взывает сочувствие. Их маленькими везут на гастроли, или оставляют дома с бабушками и дедушками. А как было Юрия Юрьевича?

- Вы постоянно с детства были на гастролях с родителями?

- Меня только пару раз оставляли в Ташкенте у бабушки с дедушкой, когда гастроли были за рубежом. Я ведь и родился на гастролях. Произошло это в городе Тбилиси.

- Наверно вы поменяли много школ. Скажите, а у вас не было чувства превосходства над своими однокашниками, с которыми приходилось садиться за одну парту? Все-таки они всего-навсего обыкновенные школьники, а вы артист!

- Превосходства не ощущал, но интерес ко мне конечно был! И у мальчишек, которые имели возможность вместе со мной заглянуть за кулисы, и у девчонок, потому что я артист! Но это вполне нормально. И кстати, друзья на меня никогда не обижались за заносчивость. Просто потому что я никогда не был заносчивым. Я всегда знал и помнил о том, что в этом городе я только гость, а они хозяева. А меня и принимали как гостя, потому что знали – через три месяца, максимум через полгода мы уедем. Конечно, частая смена школ создавала какие-то трудности в учебе, зато со сколькими городами я познакомился! Но не спрашивайте, какой город мне запомнился больше всего! К своему стыду я не помню ни одного лица своих школьных друзей. Ко мне довольно часто подходят уже седые граждане…А ты не помнишь, в Курске? Не помню…Помню, что когда-то учился…

-2

- В начале нашей беседы вы со вздохом сказали: годы прожиты не зря. Вы вздохнули, потому что жизнь была тяжелой?

- Конечно, не простой. А сейчас и вовсе даже выживать сложно. Раньше многие вопросы решались сами собой. Государство заботилось о том, чтобы вовремя поступили деньги, помогало с приобретением животных. Теперь все приходится делать самому.

- А за рубеж вас не зовут?

- Зовут и очень часто. Но я не еду. Я два года работал во Франции, и мне этого хватило.

- Почему? Там ведь наверно нет всех этих проблем?

- Там другие. Хозяин любого зарубежного цирка в некотором роде настоящий Карабас Барабас. А артисты марионетки. Там нет никакой разницы – француз ты, румын, или кто-то другой. Собирается сборная труппа. Нет фамилий, нет никаких имен.

- Вы что во Франции бесфамильным были?

- Только в общей программке – слоны из России под руководством Дурова. И все. Специалисты меня знают. А вот обыватель – нет.

- Странно, мне казалось, что хозяева зарубежных цирков никогда не забывают о бренде. А Дуров – бренд раскрученный?

-3

- На самом деле за рубежом имеет значение только бренд самого цирка. Например, Арлетт Брюс, тот самый цирк, в котором я работал. И зритель знает, что плохих номеров в этом цирке быть не может. Поэтому и идет. Приезжает другой цирк, и билеты не продаются. Это как в футболе. Вы же не пойдете на матч с совсем неизвестной командой? Понимаете, даже я с фамилией Дуров зарубежному зрителю мало известен. Взять нашего артиста Машкова. Он уже в нескольких фильмах американских снялся и что? Звезда он только у нас!

- Интересно, а где зритель лучше?

Наш зритель за последние пятнадцать лет стал гораздо раскрепощенней и приблизился к западному. Я ведь еще помню те времена, когда в цирк приходили родители в галстуках, а дети в костюмчиках. Ребенок начинает смеяться над шуткой клоуна, а папа его одергивает. А кого-то вытащить на манеж? Сейчас люди идут сами. А свистеть и кричать считалось плохим тоном. Раньше я, да и любой артист с закрытыми глазами мог определить (конечно, в Москве) сколько иностранцев сидит в зале. Наши могли только скандировать «Бис, браво»! С гордостью могу сказать, что помню, как в Алма-Ате, правда, уже давно, меня несколько раз вызывали и не хотели отпускать. Зарубежное влияние – это нормально.

Продолжение следует…

Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Юрия ДУРОВА