Найти тему
Советская эпоха

Лариса Шепитько: не женское кино

Современные проблемы равенства рас или полов были неактуальны для советского общества: женщины получили весь спектр гражданских прав после революции, а о дискриминации по национальному признаку в социалистическом обществе принципе говорить не приходится.

Лариса Шепитько
Лариса Шепитько

Женщины работали водителями автобусов и руководителями крупных предприятий, и, конечно. В сфере культуры. Одной из самых известных в мире советских женщин была и остается режиссер Лариса Шепитько.

Шепитько родилась на Украине в 1938 году. Она была одним из трех детей, воспитанных матерью, работавшей в школе. Ее отец, офицер, бросил свою семью - действие, которое Лариса никогда не прощала. В 1955 году Шепитько поступила в Московскую киноакадемию, в то время такая возможность была дочери матери-одиночки. Все её внимание было сосредоточено на кинематографе, и в 1958 году она изучала режиссуру во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК), на несколько лет отставая от Андрея Тарковского. Ее наставником был Александр Довженко, выдающаяся фигура раннего советского кино и современник Эйзенштейна. Его поэтические образы и страстная любовь к украинской народной культуре оказали заметное влияние на молодую Шепитько, называвшую его «своим наставником» и принявшую близко к сердцу его девиз:

Вы должны подходить к каждому фильму, как если бы он был последним
Афиша фильма "Зной"
Афиша фильма "Зной"

Выпускной фильм Шепитько «Зной» (1963) был непривычен для публики. Смелое слияние политической драмы и поединка в западном стиле между комсомольцем и руководителем бригады. Фильм снимался в крайне тяжелых условиях: бесплодные степи и одуряющая жара привели к болезни Шепитько. На съемках своей первой картины Лариса Ефимовна работала со своим будущим мужем - это был ее коллега-студент ВГИКа Элем Климов, чей военный фильм «Иди и смотри» (1985) станет культовым.

Кадр из фильма "Крылья"
Кадр из фильма "Крылья"

Объединенные интеллектом, тягой к самоанализу и стремлением найти простые, но действенные художественные образы, Климовы вместе с Тарковским находились на переднем крае русской «Новой волны», которая расцвела во время «оттепели». В 1966 году Шепитько смогла создать свою вторую кинокартину - «Крылья», которая привлекла внимание критиков, особенно зарубежных.

Кадр из фильма "Крылья"
Кадр из фильма "Крылья"

Фильм под названием «Начало неведомого века» был первым реальным поражением Шепитько от цензуры. Ей и нескольким другим авторам было поручено создать несколько фильмов к 50-ой годовщине Октябрьской революции, и ее несентиментальное изображение первых дней советской власти не нашло отклика в сердцах цензоров. Фильм не был показан до 1987 года. Следует отметить, что заслуженную критику цензоров в большей степени вызвала новелла «Ангел» Андрея Смирнова, а не работа Шепитько.

Кадр из фильма "Начало неведомого века"
Кадр из фильма "Начало неведомого века"

В 35 лет Лариса Ефимовна решила взять перерыв в работе, чтобы завести ребенка. Это был переломный момент в её жизни. Как она сказала в своем последнем интервью в июне 1979 года:

Я очень близко видела смерть. У меня была серьезная травма позвоночника, и в то время я ожидала ребенка. Я могла умереть, потому что решила оставить ребенка. В первый раз я столкнулась со смертью, и, как и любой в такой ситуации, я искала свою формулу бессмертия
Кадр из фильма "Восхождение"
Кадр из фильма "Восхождение"

Результатом поиска стал ее выдающийся шедевр «Восхождение» (1976), созданный по мотивам повести Василия Быкова "Сотников". Это напряженная история о двух партизанах, оказавшихся в немецком плену на территории Белоруссии во время нацистской оккупации в 1942 году. Фильм известен не только восхитительным эстетизмом, но и душевной борьбой персонажей, тяжелым выбором между должным и желаемым поведением в душе каждого из героев. Финальные сцены, где из-за своих убеждений умирает христоподобный герой Сотников (Борис Плотников), образуют один из самых гипнотически сильных моментов мирового кинематографа 1970-х годов.

Кадр из фильма "Восхождение"
Кадр из фильма "Восхождение"
Лариса Шепитько была похоронена, равно как и пять членов ее команды. Автомобильная авария. Все погибли мгновенно. Это было так внезапно, что в их крови не было обнаружено адреналина
Андрей Тарковский

2 июня 1979 года одна из величайших женщин-режиссеров мирового кино погибла в автокатастрофе под Ленинградом. Ей было 39 лет. В свое время Шепитько была популярной фигурой в международном кинематографе: она была молода для кинорежиссера; она была поразительно привлекательна; ее изысканный шедевр «Восхождение» завоевал престижный приз «Золотой медведь» на Берлинском фестивале 1977 года.

Кадр из фильма "Восхождение"
Кадр из фильма "Восхождение"

Сейчас много говориться о важности сохранения исторической памяти, русской культуры, но вместо многословных рассуждений лучше просто посмотреть один из фильмов Ларисы Шепитько или её мужа, т.к. они являются жемчужинами как русской, так и советской культуры.

Спасибо за прочтение, вас могут заинтересовать наши статьи:

Кто из советских знаменитостей не отказался от своих убеждений

Кто из советских знаменитостей не отказался от своих убеждений. Часть 2

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями!