Найти тему
Всем балет!

Хореограф любительского коллектива: почему важна средняя ступень образования перед ВУЗом

Оглавление

Нельзя преуменьшать роль любительской хореографии: да, возможно, она и далека от совершенства, но именно через нее происходит знакомство детей с искусством танца. Сколько ныне известных балерин начинали в любительских коллективах? Именно во Дворцах пионеров, Домах творчества они делали свои первые шаги в танце, познавали мир искусства. Это позже выливалось в поступление в профессиональную балетную школу, возможно, именно по предложению учителя танцев, который заметил талант и данные. Сегодня хочется остановиться на людях, которые учатся, чтобы учить других - педагогах любительского коллектива.

В маленьких городах и поселках отделение хореографии в школах искусств может быть единственным "оазисом", который открывает двери в мир танца. А для некоторых становится и жизненным выбором: приобщать детей к прекрасному через преподавание танцев. И так определяется профессия: руководитель хореографического любительского коллектива.

Фото с практического показа кафедры хореографии СПбГИК
Фото с практического показа кафедры хореографии СПбГИК

Где этому учат? Классификация в ВУЗе

В колледжах культуры и институтах культуры. В колледж можно поступить после 9 и 11 класса, в институт - после 11 класса или колледжа.

В ВУЗе существует своя классификация хореографов:

  • студенты со средним образованием хореографа
  • выпускники 11 класса, которые занимались в любительском коллективе или ансамбле

До некоторых пор это разделение было лишь условным: все студенты учились в одной группе по одному учебному плану, хотя можно представить, насколько разная подготовка у человека после 4-х лет обучения танцам в колледже и у участника любительского коллектива.

Складывалась ситуация, что первые не могут продвинуться дальше (программа в ВУЗе начинается сначала), а вторые тяжело осваивают программу из-за отсутствия должного уровня подготовки. В итоге педагогам приходилось давать нечто среднее, чтобы курс выглядел на практических показах ровно.

Деление на "колледж" и "школу"

Несколько лет назад деление на студентов после колледжа и после 11 класса обрело вполне ясные черты. В ВУЗах появились две разные образовательные программы: "Хореографическое искусство" и "Руководство хореографическим любительским коллективом".
В правилах приема нигде не сказано, что на
Х.И. школьникам вход воспрещен, но очень скоро это становится понятно, особенно на вступительных экзаменах. Да, школьнику с сильной базой можно попробовать свои силы там, но чаще всего его ждет путь только в "Руководство...". Уровень подготовки этих двух групп разнится очень сильно, и возникает один вопрос: "Зачем?"

В идеале в эту профессию следует приходить именно после колледжа, и вот почему.

Чем раньше, тем лучше

Известно, что координация движений закладывается примерно до 14 лет. Именно поэтому обучение балету начинают в 10-11 лет: успеть до полного формирования скелета и заучить основы классического танца, который очень сложен в координации. Каждый год на вес золота.

Что касается хореографов любительского коллектива, в лучшем случае получится поступить в колледж в 15 лет после 9 класса. Да, многие данные уже не поддаются развитию, зато еще есть время наработать выносливость, научиться делать постановки и работать с коллективом.

В хореографии главное - опыт. Чем дольше заниматься, тем лучше. Если балерины учатся профессии восемь лет, а потом еще всю жизнь в театре, то хореографу тоже можно и нужно учиться восемь лет: 4 года в колледже и 4 года в ВУЗе. За это время можно изучить профессию досконально: иметь в багаже множество комбинаций, постановок, этюдов, участие в концертах, ансамблях. Бесценный опыт, который потом можно передавать, трансформировать. Только полное погружение в профессию может дать результат. Правда, не обойтись без преданности и фанатичности этому делу. Но зато какой будет уровень подготовки хореографов!

В ВУЗе нужно уже уметь танцевать

Как и в любую творческую профессию, в хореографию нельзя приходить пустым: без опыта, без представления о сфере деятельности. Если на обычный факультет (например, филологический) можно поступить, а уже потом в процессе учиться профессии, то в актерском, режиссерском и хореографическом деле с таким подходом ничего не выйдет.

При чем здесь колледж? В колледже все будут объяснять на пальцах, помогать, особенно поначалу, есть возможность изучить все с нуля. Там можно учиться в процессе, даже если старт был не особо успешным. Пройдет время, появится опыт, и дело пойдет в гору, шанс точно есть.

В ВУЗе программа идет намного быстрее. Да, с ней можно справиться и после 11 класса, но это стоит огромных усилий, а результат минимальный. В ВУЗе тебе редко будут помогать, если вообще будут. Считается так: либо делаешь, либо нет. Педагоги выдают материал, а как студент будет его осваивать - его дело, продвигается идея самообразования. Не у всех оно возможно из-за разного уровня в любительских коллективах.

После колледжа проще осваивать новое

Студентам после колледжа в каком-то смысле легче: привыкли работать в такой системе координат за четыре года. Они научились самостоятельной работе, а как известно, самостоятельные дополнительные занятия - ключевой фактор в хореографии. Им не нужно объяснять, КАК надо работать - их этому научили в колледже путем проб и ошибок. Кроме того, если человек поступил в ВУЗ после ССУЗа - это осознанный выбор, и заставлять студента учиться будет не нужно, он сам замотивирован.

У выпускников колледжа на порядок выше уровень постановочных работ на дисциплине "Мастерство хореографа". Снова опыт колледжа культуры, который можно использовать в новых условиях, работать с новыми людьми, но вместе с этим осваивать учебный план, который в сравнении с колледжем усложнился, но является логичным продолжением. Тем самым профессионализм повышается.

Почти во всех ВУЗах культуры при кафедре хореографии есть ансамбли народного и классического танца. Отличная сценическая практика! Но попасть туда могут только те студенты, которые быстро запоминают порядок движений и моментально ориентируются в пространстве сцены, как говорится, схватывают на лету. Это возможно, если у студента за плечами большой опыт исполнительской деятельности, множество заученных комбинаций и танцев. Конечно же, это все есть почти всегда только у выпускников-хореографов колледжей культуры. Студенты с недостаточной подготовкой никогда не смогут попасть в ансамбль по понятным причинам.

Многие не видят смысла "терять" годы в колледже, если сразу можно пойти в ВУЗ. Но в случае с хореографией это не совсем справедливо. В таком деле учатся не ради диплома, а ради процесса и опыта. И средняя ступень образования ни в коем случае не будет потерей времени, потому что в танцах работает правило: чем дольше, тем лучше. Возможно, это тот случай, когда у количества (лет) есть шанс перерасти в качество (хореографа).

-2

🎭 Как проходит поступление в балетные училища в 2020
🎭
Мастер-классы современной хореографии: стоит ли?
🎭
Возможно ли стать артистом балета во взрослом возрасте