Федеральным правительством утверждена субсидия при переводе автомобиля на газовое топливо. Каждый владелец транспортного средства может получить до 54 000 рублей, если переводит авто на газ в этом году, и до 27 000 рублей — при переоборудовании машины в последующие годы. Эта сумма будет выплачиваться как физлицам, так и предпринимателям.
Цель принятого постановления — стимулировать автовладельцев переоборудовать свои машины для работы на газу. Для реализации этой задачи предусматривается развитие соответствующей инфраструктуры: в ближайшие пять лет в стране планируется строительство 1300 газозаправочных станций.
Вес авто имеет значение
Уточним, что 54 тыс. рублей — это размер максимальной субсидии, которая в текущем году предусмотрена для легкового автомобиля массой до 1,8 тонны включительно (на основании правительственного Постановления № 886 от 19 июня 2020 года).
Отметим, что конкретный размер государственной компенсации формируется из расчета оплаты не более двух третей от стоимости газобаллонного оборудования (ГБО) и работы по его установке. Такой порядок действует лишь в течение нынешнего года — уже с 1 января 2021 года размер субсидии не превысит одной трети всех затрат на переоборудование авто.
В настоящее время стоимость ГБО доходит до 30 тыс. рублей; почти столько же нужно отдать непосредственно за работу. Таким образом, затраты владельцев на переоборудование своих автомобилей составят 50-60 тыс. рублей, из которых государство компенсирует до 54 тыс. рублей каждому в том случае, если перевод осуществлен в 2020 году, и 27 тыс. рублей, если авто переоборудовано в 2021 году и позднее. Напомним, что речь в данном случае идет об автомобилях массой до 1800 кг включительно.
Если же рассматривать более тяжелые машины, то каждый владелец легкового автомобиля массой от 1801 кг до 2,5 тонны включительно (речь идет больших внедорожниках и микроавтобусах) имеет право на максимальную субсидию в размере 68 тыс. рублей в 2020 году и 34 тыс. рублей в последующие годы; при массе легкового авто более 2500 кг максимальная субсидия составит 84 тыс. рублей в 2020 году и 42 тыс. рублей в последующие годы.
Владелец автобуса при переоборудовании его для работы на ГБО может рассчитывать на субсидию от 126 тыс. до 222 тыс. рублей в 2020 году; от 63 тыс. до 111 тыс. рублей в последующие годы. Если говорить о грузовом транспорте, то размер субсидии составит от 228 тыс. до 400 тыс. рублей в 2020 году; от 114 тыс. до 200 тыс. рублей в последующие годы.
Посчитаем на примере
Повторимся, что государство будет покрывать до двух третей всех затрат при переводе транспортных средств на газовое топливо лишь в нынешнем году. Причина: пандемия коронавируса, вызвавшая серьезные экономические трудности в стране. Таким образом, всем, кто переводит авто на газ в нынешнем года, положена двойная выплата.
Однако уже со следующего года доля государственной компенсации не превысит одной трети всех расходов и четко установленных размеров максимальной субсидии.
Другими словами, если общая сумма затрат на покупку и установку ГБО в автомобиле массой до 1,8 тонны составляет 60 тыс. рублей, то размер субсидии в 2020 году составит 40 тыс. рублей (две трети от 60 тыс. рублей, но не более 54 тыс. рублей), а в 2021 году — уже 20 тыс. рублей (одна треть от 60 тыс. рублей, но не более 27 тыс. рублей).
Таким образом, реальные расходы автовладельца в этой ситуации составят 20 тыс. рублей в 2020 году (из 60 тыс. рублей общих затрат государство компенсирует 40 тыс. рублей) и 40 тыс. рублей в будущем году (из 60 тыс. рублей общих затрат государство компенсирует 20 тыс. рублей).
Кроме того, стоимость топлива также является дополнительным стимулом. Так, средняя цена наиболее распространенного бензина АИ-92 по итогам прошлого месяца составила 43,19 руб. за литр. Цена же кубометра газа при заправке метаном составила 17,28 руб.
С точки зрения арифметики, переход на газ действительно представляется весьма заманчивым, особенно в текущем году. Причем это справедливо не только для частных автовладельцев, но и для предпринимателей, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки: топливные издержки в общей структуре затрат доходят до 40% — это чрезвычайно ощутимая статья расходов.
Отметим, что субсидирование перехода на ГБО касается исключительно работы на природном газе (метане), а не пропане.
Не всё так просто
Кстати, в Советском Союзе еще в 80-е годы планировали массовый перевод транспорта на газовое топливо. Именно тогда начали строить станции, которые заправляли автомобили пропаном (строго говоря, это смесь двух газов — пропана и бутана, — но концентрация пропана преобладает: от 50 до 80%, в зависимости от сезона).
Безусловно, станции, где заправляют пропаном, работают и сегодня, однако программа субсидирования предусматривает использование только метана. Все дело в том, что пропан гораздо взрывоопаснее метана (у пропана второй класс опасности, у метана — четвертый; самый опасный класс — первый), хотя гораздо дешевле в установке и экономичнее в эксплуатации. Метан легче и в случае разгерметизации оборудования просто улетучится, тогда как пропан начнет опускаться вниз, концентрируясь и создавая высокую вероятность взрыва.
Есть, однако, определенные трудности в переходе на метан. К примеру, в Москве, крупнейшем мегаполисе страны, сегодня имеется лишь 12 газонаполнительных станций. А по всей стране их 500, не более! К примеру, в Италии (с населением 60,5 миллиона человек) число газовых заправок почти 1400. Справедливости ради следует отметить, что в России количество авто, использующих метан, всего 190 тысяч, тогда как в той же Италии уже свыше миллиона таких машин.
Кроме того, по словам независимого консультанта Сергея Бургазлиева, регистрация в ГИБДД автомобиля с ГБО предполагает обязательную сертификацию в силу изменения конструкции машины.
Сегодня это довольно обременительные процедуры для автовладельцев. В такой ситуации уже начинают «расцветать» различные конторы, которые помогают переоформить авто. Однако стоимость их услуг сравнима с размером субсидии от государства. Поэтому необходимо упростить процедуру регистрации автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием.
В заключение отметим: в соответствии с общей программой развития энергетики правительство планирует увеличить численность автомобилей на газу до 274 тыс. в ближайшие четыре года. Из этого количества к 2024 году, как ожидается, не менее 30% авто будут являться уже заводскими моделями: бито́пливными транспортными средствами, которые используют и газ, и бензин.
Нравятся наши статьи? Не забывай подписаться на нас;)