Найти тему

Лифт - друг человека

Уже в античности человек научился строить высокие здания.

Древнеримские жилые дома для бедных, инсулы, были весьма несовершенными строениями, но могли уже иметь несколько этажей.

Со временем надёжность и долговечность строений повышалась, и уже к позднему средневековью в разных странах мира научились возводить большие здания – так, в итальянских городах наиболее высокими строениями были колокольни и сторожевые башни, где (в отличие от жилья) можно было и без лифта обойтись. Но дальнейший рост этажности был невозможен без облегчения подъёма людей и грузов на высоту.

Амфитеатр Флавиев (он же Колизей). Рим, I век н.э. (pxhere.com)
Амфитеатр Флавиев (он же Колизей). Рим, I век н.э. (pxhere.com)

Древнеримский строитель и учёный Витрувий сообщил нам о том, что первую подъёмную машину построил ещё Архимед, живший на Сицилии в III веке до нашей эры. Колизей (точнее, амфитеатр Флавиев) в Риме имел 12 лифтов, а император Нерон пользовался лифтом для того, чтобы подняться в свою спальню в своём «Золотом доме» – это была сложная (по тем временам) и дорогостоящая конструкция из индийского сандалового дерева, скользившая по деревянным рельсам. Рабы поднимали и опускали эту платформу с помощью каната, на котором были даже отметки для определения этажа, где лифт находится.

Были подобные конструкции в разных странах и позднее, но все они приводились в действие мускульной силой людей. Умные головы думали над автоматизацией процесса – так, в конце XVIII столетия русский механик Иван Кулибин разработал винтовые подъёмники для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

В 1854 году в Нью-Йорке американский изобретатель Элиша Отис продемонстрировал своё устройство для предотвращения падения платформы винтового лифта при обрыве тросов (так называемый ловитель), состоявшее из двух смонтированных в шахте зубчатых реек и бегущих по этим рейкам шестерёнок.

Элиша Отис демонстрирует безопасность своего изобретения. Нью-Йорк, 1854 (commons.wikimedia.org, PD-US)
Элиша Отис демонстрирует безопасность своего изобретения. Нью-Йорк, 1854 (commons.wikimedia.org, PD-US)

Чтобы убедить зрителей в безопасности опыта, Отис лично встал на платформу с грузом и обрубил тросы. Ловитель сработал, все газеты на следующее утро сообщили об успехе, и компания Отиса начала свой путь к процветанию (до сих пор она остаётся одним из основных игроков мирового рынка лифтового оборудования).

Нужно заметить, что не Отис изобрёл лифт (как иногда говорят и пишут), он сделал его безопасным и внедрил в производство на базе передовых на то время технологий.

Здание редакции газеты New York Times. Нью-Йорк, начало XX века (ru.wikipedia.org)
Здание редакции газеты New York Times. Нью-Йорк, начало XX века (ru.wikipedia.org)

Первый безопасный лифт начал работать в 1857 году в одном из нью-йоркских универмагов, а через несколько лет лифты широко распространились по Америке. Это сделало возможным строительство небоскрёбов, изменило облик многих больших городов и подняло мировую архитектуру на новый уровень.

Уличный лифт. Стокгольм, конец XIX века (commons.wikimedia.org)
Уличный лифт. Стокгольм, конец XIX века (commons.wikimedia.org)

Механические лифты поначалу были винтовыми и гидравлическими, а в 1880 году германский изобретатель Вернер Сименс построил в Берлине электрический лифт, который мог подняться на высоту 22 метра всего за 11 секунд (в доме, где я живу, скорость лифта и сейчас меньше).

Лифт в торговом центре. Варшава, начало XXI века (pxhere.com)
Лифт в торговом центре. Варшава, начало XXI века (pxhere.com)

В настоящее время лифты можно видеть везде. Они сделали нашу жизнь удобнее, а её ритм – более быстрым. Осталось дождаться лифтов, которые смогут передвигаться в любом направлении и без всяких шахт и тросов...

Читатели всех стран, ставьте лайки!!! 👍

Читатели всех стран, делитесь с друзьями!!! 👨‍👩‍

Читатели всех стран, подписывайтесь!!!

Это поможет мне развивать канал, а вам - плюс в карму :-)