Этот портрет я обнаружила случайно. Он был создан в 17 веке, чему я сперва не поверила. При всей официальности изображения уж очень живое и красивое лицо было на нем изображено.
Героиня портрета, как выяснилось, знаменитая мексиканская поэтесса, и ученая монахиня Хуана Инес де Асбахе - и - Рамирес де Сантильяна, известная в истории как сестра Хуана Инес де ла Крус (1651 - 1695 гг.)
Это прижизненное изображение, которое писалось с натуры.
Сама Хуана к портрету отнеслась скептически. Сохранились ее стихи на его счет:
СОНЕТ,
в котором поэтесса опровергает восхваления,
расточаемые ее портрету пристрастной лестью
Портрет мой не хвали - он непохож:
здесь чванного искусства ухищренья
и красок хитроумное сплетенье
глазам внушают вкрадчивую ложь.
Не льсти мне, лесть, ведь все равно ты лжешь:
неумолимо времени теченье,
непобедимы старость и забвенье,
от них, как ни надейся, не уйдешь.
И твоему усердью я не рада:
ты - слабый ветер в мертвых парусах,
от рока ненадежная ограда,
блуждающее в немощных мечтах
желание. И беспристрастье взгляда
здесь обнаружит призрак, тленье, прах.
(все переводы стихов Хуаны на русский язык принадлежат Инне Чежеговой)
На портрете девушке всего 15 лет. Впереди короткая, но необыкновенно яркая жизнь.
Происхождение Хуаны мутное. Она была скорее всего незаконнорожденной дочерью женщины из простой семьи, возможно, индианки и некоего испанца, или баска, который больше в ее жизни никак не участвовал.
Всему, чего она добилась - а это ранняя слава вундеркинда и поэтессы, положение в высшем обществе, она обязана только своему выдающемуся уму и приятному характеру.
В 3 года она сама пошла в школу, сразу показав выдающиеся способности. Ребенок впитывал знания, как губка.
В 8 лет, к ужасу родных, она прочитала огромную библиотеку трудов по богословию, философии и медицине и написала поэму в честь своего первого причастия.
В 9 лет она была отправлена подальше от своей деревеньки, с соседями, смотревшими на девочку как на ненормальную, в Мехико, к богатым родственникам.
В этот период она уже знала латынь, испанский и язык ацтеков. На всех языках она писала свои произведения.
В 13 лет, когда стало видно, что девушка не только умница, но и красавица, ее представили как достопримечательность во дворе вице короля Мексики. Это была мгновенно вспыхнувшая популярность.
Вице король и его супруга приблизили молодое дарование и осыпали ласками и почестями.
Но... В то время у женщины с таким происхождением и наклонностями не было будущего в семейной жизни.
Единственный путь, который был перед ней открыт - был путь в монастырь.
СОНЕТ,
в котором осуждается мирская суетность
и оправдывается приверженность Музам
Зачем, о свет, меня терзаешь ты?
Ужель обидно так мое стремленье
возвысить красотой свои сужденья,
сужденьем не унизив красоты?
Мне чужды о сокровищах мечты,
ищу лишь для ума обогащенья:
опасны о богатстве размышленья -
они доводят ум до нищеты.
Гляжу с непреходящею тоскою
на ставшую добычей красоту,
на алчность, что кладет конец покою...
Что до меня, я лучше предпочту
навек проститься с радостью мирскою,
чем жизнью мнить мирскую суету.
Существует еще одна версия ухода девушки в монастырь - неразделенная любовь. Женихов было много, а нужен был только один. И именно ему она была и не нужна...
СОНЕТ,
в котором содержатся рассуждения
о прихотях любви
Его люблю я, но не любит он,
безмерна скорбь моя, мне жизнь постыла;
а тот, кого презреньем я дарила,
увы, в меня без памяти влюблен.
Сносить любимого надменный тон,
быть может, сил бы у меня хватило,
но день и ночь в моих ушах уныло
звучит немилого докучный стон.
Его влюбленность я ценю так мало:
ведь я другого о любви молю,
но для него любимой я не стала...
Двух безответных чувств я муки длю:
я от любви немилого устала,
от нелюбви любимого скорблю
Так, или иначе, но в 17 лет, при посредничестве семьи вице-короля, внесшей за нее большую сумму денег (монастырь был престижным, не для бедных), Хуана ушла в монастырь ордена Святого Иеронима, и, при огромном стечении народа, ибо популярность ее была очень велика, приняла публичный постриг под именем Хуаны Инес де ла Крус.
Монастыри того времени были очагами культуры. А тот, в который постриглась Хуана - был еще и местом обитания представительниц знатных и богатых семейств.
Достаточно сказать, что их монашеские кельи порой представляли собой отдельные многокомнатные квартиры или дома с прислугой и массой удобств, к примеру, горячей водой, которая шла в ванных комнатах.
Хуана там жила, как в санатории. Занималась музицированием, научными исследованиями, написанием стихов и трактатов, переписывалась с известными интеллектуалами, принимала гостей, в частности, вице короля и его двор. Устраивала балы, концерты и поэтические состязания, в которых принимал активное участие весь двор.
Ну.. и на службы ходила, естественно...
Она была очень яркой звездой, и стоит ли говорить, что в монастыре ее очень скоро возненавидели.
Управление колонией назначалось из метрополии на определенный срок.
Хуана со всеми вице королями поддерживала приятные отношения. А супруге одного из них, маркиза де Лагуна - Марие Луизе, графине Передас, своей ровеснице, даже стала близкой подругой.
Но вот, с очередной сменой вице-короля, сменился и епископ Мехико. Который, обнаружив на месте такую жизнь в монастыре был немало поражен.
Последовало очень сильное давление со стороны местных иезуитов. Хуана неосмотрительно позволила втянуть себя в полемику с церковными авторитетами. И, несмотря на блестящие произведения, которые она создала в ходе этих споров, произведения, которым аплодировала интеллектуальная Европа того времени (в частности, Ответ сестре Филотее, первый манифест феминизма, в котором доказывалось, что женщине необходимы образование, научное познание и творчество, в том числе, чтобы лучше понимать Писание), Хуана проиграла.
Монастырь - это место не для светской жизни.
В итоге Хуана продала все книги и имущество, передав деньги на благотворительность, и дала обет больше никогда не прикасаться к перу и бумаге.
Она стала вести скромную жизнь, занимаясь кулинарией и прядением, что не помешало ей сделать несколько открытий в области химии и механики.
В 1692 году вышло ее полное (поскольку она больше ничего не писала) прижизненное собрание сочинений.
А в 1695 году сестра Хуана умерла во время эпидемии чумы, выкосившей половину Мехико, ухаживая в своем монастыре за больными монахинями. Она могла спастись, покинув это место, но не захотела.
Такая вот история открылась за старинным портретом экзотической красавицы...