Что есть совпадения, как не проказы мироздания? Одни подобны доброй шутке, другие оборачиваются злым роком.
В 80-е страх перед ядерной войной был куда больше, чем абстрактным чувством: вот уже несколько десятилетий, что длилась Холодная война, он обретал форму и пусть невидимый, но осязаемый витал в воздухе. Однако мог ли представить Константин Лопушанский, приступая к съёмкам дистопической драмы о подпольном существовании осколка человечества, выжившего после атомного взрыва, что дата выхода его фильма почти совпадёт со страшной аварией на Чернобыльской АЭС?
Кто знает, как сложилась бы судьба проекта, если не эти связующие ниточки, благодаря которым актуальность фильма возросла в разы, и люди смогли наглядно узреть то, чего боялись, а главное — боялись не зря.
Действия фильма разворачиваются в неназванной стране. Можно лишь предположить, что это США, но, если честно, конкретика здесь не столь важна. Произошла ядерная катастрофа, природа которой не до конца ясна, — «неравенство» в привычном социальном смысле более не существует: теперь есть только более здоровые и более молодые, есть те, кому чуть больше «повезло», и смерть забрала не всех их близких — но все эти люди равны перед будущим, неведомым и пугающим.
Кажется, только Ларсен не желает мириться с действительностью. Он судорожно, фанатично, буквально на износ ищет ответы и решения. Что, если все это — лишь закономерное завершение осмысленного стремления человечества к самоуничтожению? Учёный отказывается этому верить и продолжает поиск. Своими мыслями и переживаниями он делится в письмах к сыну Эрику, который (скорее всего) погиб в роковой день...
Постапокалиптика проникает в искусство в разных формах, с разным посылом. Какие-то истории призваны воспитать в зрителе смелость, стойкость, веру в себя, заставить проникнуться силой жизни и узреть ее главенство над смертью. Другие созданы как занимательная фантазия на потеху публике, что, конечно же, тоже имеет право на существование. Ну а некоторые, подобные «Письмам мёртвого человека», занимают роль информационного прожектора, заставляя нас взглянуть на неприглядную правду, что ожидает человечество в конце пути, который оно выбирает самостоятельно.
Лопушанский в некотором смысле со зрителем жесток. Основополагающие моральные понятия в его изложении претерпевают глобальные метаморфозы. Например, один из главных страхов человека, страх смерти, просто теряет смысл: когда все вокруг погибло смерть — не катастрофа, она — спасение. А чувство собственного сохранения кажется даже нелепым: единичный организм бессилен перед случившимся, только общее усилие способно что-то изменить, если, конечно, это вообще возможно. Осталось не затоптать надежду, роль которой в фильме отдана коллективному безмолвному персонажу: детям.
«Письма мёртвого человека» — один из самых ярких режиссерских дебютов в истории отечественного кинематографа и один из лучших фильмов тематической ниши. Да, это жестокое, тяжелое и мрачное кино, причиняющее боль, вселяющее ужас, но и в то же время потрясающее своей откровенностью, любовью к жизни и искусству.
P.S. Ролан Быков неподражаем!
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно :)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино!