Сейчас мы совершим с вами очень необычную экскурсию: экскурсию на «тот свет». Не надо пугаться, я вовсе не предлагаю вам переселиться туда прямо сейчас. Но, когда-нибудь это всё равно произойдёт, никто из нас не вечный, и хорошо бы знать, что нас там ожидает.
Душа после смерти: православный взгляд.
Прежде всего, хочу сразу сказать, что в Православной Церкви нет догматического учения о посмертном состоянии души человека. Однозначно Церковь признаёт, что душа безсмертна, что души нераскаянных грешников будут по смерти вечно мучиться (назовём это условно адом), а души праведников попадут в Царство Небесное (условно — Рай). Изучив поучения святых, как древних, так и более близких к нам по времени, некоторых старцев современности, писавших на эту тему, хочу предложить вам некую мозаику, скомпилированную из их мнений в переложении к современности.
Итак, вот что у меня получилось.
(Если лень читать, смотри здесь: https://youtu.be/P4YKPFdtqKI
Когда человек умирает, точнее, умирает только тело, душа отделяется от тела и начинается ее самостоятельная жизнь до момента Второго Пришествия Христова.
Первые три дня душа находится на Земле. В этот момент она прощается со своими родными и посещает те места, которые раньше посещал человек. На третий день ангелы ведут душу на поклонение Христу. Но! Что такое поклонение Христу? Ведь поклонение — это акт добровольный. Здесь нас с вами никто не заставляет Христу кланяться. Точно также и там нашу душу на колени никто ставить не будет. Если мы здесь Христу поклонялись, то поклонимся и там. Если здесь знать Его не желали, то и там не увидим. Более того, подавляющее большинство умерших не поверят в свою собственную смерть. Как это происходит? Дело в том, что сам момент перехода между жизнью и смертью безболезненный. Болезнь, конечно, может предшествовать смерти, но не всегда. Иногда смерть наступает внезапно, и тогда человек продолжает думать, что он всё ещё жив, он видит себя таким, каким он был, а всё, что открывается перед его взором считает за сон, бред, галлюцинации. «Я сейчас проснусь и пойду на работу.» Не хочет человек верить, что он умер, даже когда видит со стороны своё собственное тело. «Да нет, это какой-то безобразный окровавленный труп.» Безобразный, т. е. без образа Божия. Образ Божий - это душа, но она вышла. Тем более там мы будем видеть себя не так, как сейчас видим в зеркале, а немного по-другому.
Но, несмотря на то, поверил человек в свою смерть или нет, поклонился он Христу или нет, с третьего по девятый день нам с вами будут показаны Райские блаженства, или христианские добродетели. То есть в это время наша душа окажется как бы на экскурсии в Раю, пока только на экскурсии. Мы увидим как живут там те, которые уже в Рай попали.
Сделаю небольшое отступление по поводу дней. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни? Когда душа покидает тело, она попадает в совершенно иную реальность, имеющую совершенно иное течение времени. Абсолютно вне времени и вне пространства пребывает только Бог. И течение времени будет совершенно остановлено в момент Второго Пришествия Христова. Поэтому, указанные дни, 3-й, 9-й и 40-й приняты Церковью условно, более для оставшихся здесь, на земле, сродников и близких почивших и мы условно же делим пребывание отошедших душ на эти периоды.
Итак, кто же сейчас в Раю? Конечно, это наши святые. Все те, кого знает и почитает наша Церковь, кому мы молимся, совершаем службы, кто изображён на иконах и кого не знает никто, кроме Бога, потому что у Бога намного больше святых, чем знает Церковь. Они там пребывают в состоянии блаженства. Что это за состояние - понять нам с вами очень сложно и объяснить это не смогли даже те из живых, которые в раю побывали, например, Андрей Христа ради юродивый, Апостол Павел, Серафим Саровский и некоторые другие святые. Когда душа их возвратилась в тело, они не могли ничего рассказать, потому что нет а наших земных языках таких слов, чтобы как-то адекватно описать это состояние, состояние блаженства. Если грубо и по современному, то это можно выразить словами «нескончаемая радость, не омрачённое ничем благодушие» от Божественной любви, преизобильно изливающейся на эти, уже спасённые души.
Но мы попадём туда только на короткий срок, только со стороны посмотреть на то, как они живут там. Возможно, мы встретим там кого-то из своих родственников или знакомых, попавших туда за свою благочестивую жизнь.
И ещё, в это же самое время наша собственная душа будет сначала испытана в добре, позже - в грехах, сначала в добре. Т. е. стремились ли мы к этим блаженствам, пытались ли их достичь или наоборот, отворачивались и смеялись над ними. И тогда мы поймём, чего лишились, проводя на земле жизнь не богоугодную.
На девятый день опять Ангелы ведут душу на поклонение Христу, а вот с 9-го по 40-й день начинаются очень серьёзные вещи. Апостол Иаков сказал: «Господь никого не искушает, каждый искушается, влекомый собственными страстями и похотями». И вот, когда человек умирает, страсти, которые живут в душе, не умирают вместе с телом. Они остаются с душою. Более того, как пишут святые, усиливаются тысячекратно. Если здесь, при жизни, наше тело страсти сдерживает, то там тела не будет, и страсти вспыхивают с огромной силой.
Что произойдет при этом? Представьте себе, что на девятый день все мы с вами окажемся на красочной праздничной ярмарке, на которой есть всё. Вот абсолютно всё, что только душа желает. Экзотические овощи и фрукты со всего мира, экзотические кушания всех времен и народов и всех царских династий, квартиры, машины, яхты, самолёты, дачи, офисы, гаражи - всё будет и всё бесплатно. На следующей улице - индустрия развлечений: кинотеатры, театры, концертные залы, игровые автоматы, рулетки, компьютерные игры. Следующая улица — индустрия путешествий. Куда хотите и на чем хотите: хоть на крокодилах в Австралию, хоть на космических кораблях за пределы галактики. На следующей улице — должности, звания, почёт, уважение, дипломы, медали. Кто при жизни хотел стать императором Японии — там будет. Королевой Англии, шейхом Арабских Эмиратов, президентом компании Microsoft — любая наша самая заветная мечта исполнится там!
Я всю жизнь мечтал чтобы у меня домик был на Гавайских островах, небольшой, двухэтажный такой домишка с бассейном, вертолётной площадкой и прислугой. Чтобы яхта была и машина представительского класса. И вот, наконец, я всё это получаю, у меня всё это будет: домик будет прекрасный на берегу тёплого океана с пальмами и бассейном, Mercedes, белая яхта у причала... И вот тут для меня начинается самое страшное. Вот это всё предназначено для... тела, а у меня его уже нет! Душа ничем этим воспользоваться не сможет. Душа, конечно, может войти в море, но никакого удовольствия при этом не получит. Потому что купание — это телесное ощущение, загорание —это тоже телесное ощущение. Столы будут ломиться от яств, а я даже крошку хлеба не смогу с этого стола взять — тела нет! Будет висеть красивая одежда и солнышко светит, а душа мёрзнет. И тогда человек вспоминает, что при жизни своей он мог бы вместо одного дорогого галстука купить сотню дешевых рубашек и раздать их нищим, но он не сделал этого. И душа ходит вокруг этого, мучается, страдает но ничем не сможет воспользоваться до Второго Пришествия Христова. Если человек любил выпить, конечно он не пройдёт мимо рюмки: «Ну какой там Христос, он никогда мне не был нужен!» Рюмочка будет, запотевший графинчик, огурчик - выпить не сможет, нечем. А душа «горит». Наркоман окажется возле шприца, потому что шприц будет и наркотики будут и ломки тоже будут... вен вот только не будет. Блудник окажется в самом роскошном блудилище. Там вокруг него будет всё, все виды извращений, о чём он мечтал, читал, смотрел в интернете. Похоть в душе осталась, а поучаствовать уже не сможет — нечем. И выйти не сможет, и закрыть глаза не сможет, и отвернуться тоже не сможет. Там остаётся до Второго Пришествия Христова. Умирает женщина, казалось бы, благочестивая: всю жизнь работала, зарабатывала деньги, давала детям образование. Ну в храм ей некогда ходить. Нет, иногда придёт свечки поставить, водички крещенской набрать, пасочки освятить... Когда умирает, осуществляется самая заветная её мечта. Ну какая самая заветная мечта любой матери? Конечно, быть вместе с детьми! Вроде бы ничего беззаконного, такая себе, хорошая мечта. Господь не препятствует её осуществлению и душа возвращается обратно в семью, но уже без тела. Она всё видит, а её не видит никто. Здесь её ждёт оборотная сторона медали: сама жила без Бога и детей без Бога воспитала. Не успели мать похоронить, они уже делят её имущество, муж не успел жену похоронить, уже идёт в блуд, 40 дней еще не прошло, они уже пьют и гуляют в ресторане. Мало того, она знает кто как и чем деньги зарабатывать и кто как их тратит. Мало того, она знает о всех неприятностях, которые их ожидают, но никак не может предупредить. Ну и, кроме того, душа же безсмертна и, в конце-концов, она хоронит своих детей, потом внуков, потом правнуков, потом о ней вообще все забывают. Этот дом или квартира, где она жила, разрушается или передаётся другим людям, и такая душа, никому не нужная, остаётся между небом и землей. Большинство рассказов о привидениях, которые все мы с вами слышали, это не сказки. Это те самые души, которые когда-то, вместо Христа выбрали себе дом, поместье, имение, замурованный в стене сундук с золотом - всё что угодно, только не Бога. И теперь они столетиями остаются в тех местах, к которым были привязаны при жизни. Как правило, за них ещё и никто не молится. Господь иногда попускает им являться в чувственном виде для назидания живых.
Если человек вообще был атеистом и утверждал, что никакого Бога нет: «сдохну и черви меня сожрут» - ну, «по вере вашей дано вам будет», сказал Господь. И такая душа после смерти действительно возвращается в свою могилу, претерпевает истление собственного тела и изъядение его червями — как человек говорил, так он и получает. Господь ничего не придумывает, свою (в кавычках) веру мы сами изобретаем.
Ну и самое, конечно, худшее - это положение у самоубийц. Он думал «поболтаюсь в петле пару минут и на этом всё закончится»? Вовсе нет! Для тела — да, а душа будет болтаться в этой петле до Второго Пришествия Христова, испытывая те самые мучения, которые испытал человек в последние секунды своей жизни. Состояние таких ухудшается ещё и тем, что за них не молится Церковь.
Но и это ещё не всё. Чего не хватает в этой мозаике? Конечно же, бесов. Бесы - это падшие ангелы, увлекшие в своё падение и первых людей и всё их потомство, включая нас с вами. Если мы про них забываем или вообще отрицаем их существование, то они не забывают нас никогда! Они искушают, подталкивают нас ко греху всю нашу жизнь. Но при жизни мы их, как правило, не видим. Апостол Павел сказал, что вера - от слышания. И первое, что слышит умерший или умирающий нераскаянный грешник - это страшный, дикий, совершенно жуткий гомерический хохот, от которого стынет душа. Это бесы смеются над тем, что человек отказался от Христа и оказался в их власти. Что значит отказ от Христа? отказ от Христа это не обязательно выйти на трибуну и объявить, что покажешь по телевизору последнего попа, это не обязательно оставить под православным сюжетом какой-нибудь богохульный комментарий. Такие случаи, к сожалению, встречаются, но не они составляют большинство неверующих. В подавляющем большинстве, отказ от Христа молчаливый. Христос сюда пришел для того, чтобы дать нам Своё Тело и Свою Кровь. Но эта святыня есть ТОЛЬКО в православных храмах, в Чаше, в Причастии. Нет других мест на Земле, где есть Святая Кровь и Святое Тело Христово. И если они нам не нужны, значит мы отказались от Христа. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» - это слова самого Спасителя. Если человек утверждает: «я дома молюсь, у меня Бог в душе, зачем мне эти толстые попы, эти жадные епископы», значит он отказался от Христа. Дома, конечно, можно и нужно молиться, но там нет и не может быть самого главного — Тела и Крови Христовых, а без них нет и не может быть спасения. И тогда человек после смерти оказывается во власти бесов, слышит этот ужасающий бесовский смех, отвратительную площадную ругань, матерную брань и богохульство. Если вы где-то услышите подобные слова и выражения — вспомните, откуда это доносится.
Ещё несколько слов о временах и сроках. Когда же появляются, точнее, проявляются бесы? Иногда они приходят в минуту смерти, чтобы сразу исхитить душу и поместить в свои обители. Иногда умирающий их слышит и видит ещё до смерти. Агония — это не только и не столько мучение тела, а, в большей степени, мучение души. Но, чаще всего, бесы появляются на 9-й день, после того, как душа уже побывала в раю и поняла, чего она лишена навсегда. Именно поэтому так благодушны большинство рассказов о жизни после смерти современных писателей-врачей. Если их пациенты и возвращаются с «того света», то явно ранее 9-го дня.
Ну и, кроме того, бесы получают ещё и физический доступ к нашей душе. Дело в том, что душа это не абсолютный дух, Абсолютный Дух только Бог. Душа же имеет тонкоматериальную структуру, похожую на структуру тел ангелов. Поэтому бесы, также имея сродную нашей душе структуру, начинают физически над ней издеваться: кусать, грызть, ломать, крутить, делать с ней всё, что угодно. Единственное, чего они не могут сделать с нашей душой - они не могут её уничтожить: душа безсмертна, но причинить ей физические страдания они могут и обязательно этим воспользуются.
Ну а теперь о том, как же всего этого избежать. Вот именно для того, чтобы мы с вами не попали в те условия, которые я вам обрисовал, сюда пришел Христос. Именно для этого он создал Свою Церковь, оставил нам Своё Святое Евангелие и послал на проповедь Своих учеников. Первый шаг, когда человек становится православным христианином, это даже не Крещение. По статистике, по крайней мере в России, более 70% крещены в Православии. Однако, по той же статистике, более трети из них вообще в Бога не верят. Ещё часть после крещения нашли для себя облегченный суррогат веры, разойдясь по сектам, течениям, лжеучениям. И ещё некоторые занялись критиканством священноначалия или конспирологией, устраивая или поддерживая расколы внутри Церкви. Большинство из оставшихся хоть и считают себя православными, при этом не утруждаются даже знанием каких-либо заповедей, не говоря уже об их исполнении. И лишь очень немногие действительно заботятся о спасении своей безсмертной души.
Так вот, первый шаг к истинному Православию - это осознание СЕБЯ неправильным. Для подавляющего большинства современных людей это неприемлемо. «Человек — это звучит гордо». Эту фразу на все лады и в разных интерпретациях повторяет всё человечество устами политиков, психологов, психоаналитиков, киногероев, имиджмейкеров... Но когда я читаю Евангелие и сравниваю себя со Христом... Нет, это уж слишком высоко. Когда я читаю жития святых и сравниваю себя с ними, то понимаю, что живу совершенно не так! Я не то говорю, не так думаю, я не то делаю, не так ем... Я неправильно поступаю в отношении к самому себе, к своим близким, в отношении к Богу. Я своими поступками и мыслями обижаю, искушаю, озлобляю окружающих меня людей, уничтожаю природу, оскорбляю величие Божие... Я лгу, сквернословлю и развратничаю, завидую и ворую. Я люблю только себя! Моя любовь к другим людям на деле оказывается мерзостью перед Богом! Я плохой! Не ОНИ все негодяи и поэтому я так плохо живу (президент, правительство, родители, школа, начальник, масоны, соседи...) Нет! Это те люди, которых Господь посылает для моего вразумления. Они — лишь орудия в руках Божиих, также же, как болезни и другие скорби, на меня посылаемые. Я плохой, я СЕБЯ должен исправить. Не ИХ, их исправит Господь в нужное для Него (и для них) время. Но, для того, чтобы это понять, необходимо читать Евангелие, жития святых, изучать святоотеческое наследие. Только на фоне их я смогу увидеть себя в правильном свете. Вот это и есть первый шаг к Христианству, к Православию. Когда я осознаю свою испорченность, тогда прихожу к мысли о необходимости себя исправить. Это уже — шаг второй. А как это сделать? Как стать хорошим? Хотел бы исправиться, но не могу! Хотел бы бросить курить - и не могу! Курение — пустяк, захочу — и брошу. С понедельника брошу. Нет, с Нового Года точно брошу! Не может человек даже маленькую страстишку победить в себе. Но если мы эту пустячную страсть заберём с собой, туда за пределы жизни, тогда всё, душа погибнет на вечные веки! Как же всё-таки избавиться от страстей, пороков, грехов, если своими силами это сделать невозможно? Вот именно для этого и существует покаяние. Когда я падаю перед Богом на колени и говорю: «Господи! я знаю что я такой, я хочу исправиться, но я сам не могу, помоги мне, Господи!» Вот это и называется покаянием. Но только тогда, когда православный священник читает над нами разрешительную молитву, в этот момент прощаются названые нами грехи. Никаких других способов не существует, пусть никто из вас не обманывается не обманывает других. «Я сам, дескать, каждый день у Бога прошу прощения, и Он меня прощает». Нет! Это - самообман! Только православный священник имеет право разрешать от грехов, после чего Господь их никогда уже не помянёт, даже на Страшном Своём Суде, если, конечно, мы их опять не будем повторять. Но мы - люди грешные, не прошло и несколько минут после исповеди, как мы опять начинаем тут же грешить или мыслью, или делом, или словом. Что же делать? Опять идти на исповедь, опять каяться. И чем чаще мы будем это делать, чем чаще будем исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, тем легче нам будет жить здесь, на земле (легче, конечно, духовно), а тем более легче будет там, после смерти. Тогда, после разлучения с телом, Господь даст нашей душе Ангела, который возьмёт нашу душу «за руку» и проведёт мимо всех этих мытарств. Мы тоже всё это увидим, но, как в телевизоре, мы умеем переключать программы: «Нет-нет, я не хочу на это смотреть, мне это неинтересно. Я иду туда, я иду за Христом!» И тогда нам хватит сил, не своих, конечно, Божих, чтобы дойти до Ворот Вечности.
Что произойдет в момент Второго Пришествия Христова? Центральная молитва Православного богослужения называется Символ Веры. Последние слова её «чаю воскресения мертвых...». Что же такое воскресение мёртвых? Мы с вами уже выяснили, что душа никогда не умирает. Значит воскреснут наши ТЕЛА, в момент Архангеловой трубы, в момент Второго Пришествия Христова. Что бы ни произошло с телом: истлело в земле, сгорело в огне, утонуло в море, съедено дикими зверями - всё равно все наши тела воскреснут. Как из праха земного Господь создал первого Адама, точно так же из праха, в который превратятся наши тела, Господь вновь их восстановит. Какими мы будем? Во-первых, мы будем узнавать себя и своих ближних. Но, вместе с тем, тело будет другим. О возрасте воскресших тел Святые Отцы пишут по-разному: одни говорят, что все будут одинакового возраста, возраста Христа, 33 лет; другие — что будут и младенцы и старцы. Но не это важно, важно другое: это тело будет идеальным. Если при жизни мы потеряли глаз, палец или ногу, после Воскресения всё это будет восстановлено. Если человек был инвалидом от рождения, например, слепым — после Воскресения он станет абсолютно здоровым и зрячим. Если человек умер даже в глубокой старости и от многочисленных болезней, то, после Воскресения он может выглядеть как старец, но чувствовать себя будет совершенно здоровым молодым человеком. И дальше эти воскресшие тела уже изменяться не будут, они также сделаются вечными, как и душа.
И вот это воскресшее, обновлённое тело пойдет туда, где находится душа. Если душа уже попала в рай, туда пойдёт и тело, и уже цельный человек продолжает своё вечное существование в Царствии Небесном. Про таких Господь сказал: «они на суд не приходят, но перешли от смерти в жизнь». Что же будет с остальными? Вот я чревоугодник и стою возле накрытого стола целую вечность — от момента моей смерти и до Второго Пришествия. Стол ломится от яств, а я даже не могу глоток воды взять — тела нет. И вдруг я наконец получаю свое тело. Ура! первым делом я хочу хотя бы жажду утолить. Но, как только я протягиваю руки к веществу... Апостол Пётр сказал: «сгорит вся земля и все дела на ней». Начинается горение вещества, бесов, которые меня окружают, и я сам, добровольно, оказался в середине геенны огненной, где мои безсмертные тело и душа будут гореть вечно. Никто меня туда не тянул, никто меня на вилы не насаживал и туда не толкал: я сам сегодня, здесь, добровольно, при этой жизни выбираю тот путь, которым пойду там. Сегодня, здесь и сейчас. Потому, что я не знаю, наступит ли для меня день завтрашний.