Прежде чем выражать своё несогласие или возмущение и критиковать какое-то высказывание, сравните собственную терминологию с той, которую использует в выражении своей мысли автор. Ведь, возможно, автор пытается передать Вам некую ценность, и тогда Ваше непонимание лишит Вас этой ценности. Поэтому сначала следует научиться понимать терминологию автора, а иначе можно и «Йэ равно эм цэ квадрат» изгадить собственными интерпретациями. Рекомендую в этой связи почитать замечательную книгу: Мортимер Адлер «Как читать книги», – чтобы научиться вникать в смысл не своих и не традиционных мыслей и далее выражать критику конструктивно и содержательно.
Конструктивной критикой я называю высказывания, связанные с содержанием критикуемой мысли в терминах этой мысли. Если же Вы подменяете значения терминов автора на свои, то Вы получаете другое высказывание и критикуете предмет, не имеющий к автору никакого отношения. Например: «Йэ равно эм цэ квадрат – это истина?» – Ха-ха, ну и дурак! Он что, не знает, что такое квадрат?! Да это же известно любому ребёнку! Квадрат – это фигура такая геометрическая!… И т.д.
Разумное чтение имеет своей целью достижение взаимопонимания между читателем и автором. Мортимер Адлер предлагает прекрасную методологию для решения этой задачи. Вы имеете полное право на собственные интерпретации значений тех или иных слов-терминов, но если Вы заявляете, что только они правильные, то это не так. Философы часто вводят свою терминологию, тогда значения терминов приобретают иной, чем общепринятый смысл. Если Вы хотите понять автора, то нужно понять его значения терминов, а не навязывать свои. Если же Вы не хотите ничего понимать и тем не менее критикуете, то Ваша критика будет бессодержательной, поскольку относится она не предмету рассмотрения, а к Вашему необоснованному представлению о нём.