Мелкий бес
1995, режиссер Николай Досталь
Провинциальный учитель мужской гимназии Передонов (Сергей Тарамаев) мечтает о карьере инспектора. Для этого надо жениться на троюродной сестре Варваре (Ирине Розановой), с которой он совместно проживает, а уж там знакомая княгиня составит ее мужу протекцию.
- Передонов туповат, параноик и подлец.
- Варвара прагматична, цинична и лжива.
- Они давно сожительствуют, но их связь подогревается только взаимной выгодой. В быту они едва терпят друг друга и не разбежались только потому, что один другого стоит. К тому же у них общие интересы, друзья и привычки.
Скажем, перед переездом на другую квартиру они радостно громят эту, пачкают обои, кидаются едой, обливают стены кофеём, закидывают ноги, чтоб лягнуть повыше. Дорогие гости радостно подключаются.
Собственно, при всей параноидальности стиль жизни героев показан в каком-то безумно-карнавальном ключе. Только деградации во всем этом гораздо больше, чем веселья.
Передонов с Варварой, получив приятную весть, всякий раз начинают плясать, попутно добираясь до койки, где выглядят не более чем равнодушные части какого-то странного механизма - смотрят в разные стороны, дожевывают что-то недоеденное, обдумывают следующие комбинации и строят карьерные перспективы.
Как бы в противоположность им показаны три сестры Рутиловы (сестры Кутеповы плюс Агриппина Стеклова) - лирически-праздные рыжие шалуньи, мечтающие о любви, но препарирующие на этот предмет всех встречных мужчин, выдумывающие, чем бы их обольстить и опередить соперниц. Все это в непрерывном шепоте, хохоте, песенках и у вечно кипящего самовара.
Дальше всех из них идет Людмила, заинтересовавшись новым гимназистом, про которого шепчут, что он девочка. Людмила разыгрывает комедию обольщения, меняя поцелуи на конфеты, и пленившись невинностью, и щеголяя своей куртуазностью, доводит таки до греха.
Пока вокруг Передонова выстраивается западня, в городе готовится маскарад, на котором каждый мечтает о своем. И самое грандиозное попирание устоев оказывается нераскрытым, но какой ценой...
Доведший себя до исступления герой получает от своего же друга небольшой, но точный пинок в больное место.
Шутка оборачивается трагедией.
И только страстной парочке - Людмиле и ее верному пажу Саше Пыльникову - эта драма служит катализатором для нового приключения, апофеоза не слишком одобряемого союза.
Подменивший сам себя Передонов уходит в закат, ворочая руками под смирительной рубашкой и напряженно пытаясь понять, что с ним случилось и на каком он свете.
А вышедшая из-под передоновского контроля серая недотыкомка начинает вольную жизнь, мерещась уже не только ему, но и всем желающим.
Штука в том, что в сюжете нет героев, которые вызывают симпатию, на чью сторону хочется стать.
Даже непутевый Бальзаминов, помнится, из похожего по стилю фильма и то какое-то сочувствие вызывает. Но здесь это неприятие главного героя отягощено его явной психической болезнью, которую никто не берет в расчет, пока не случается жуткой развязки.
Его всячески используют, рассматривают как перспективного жениха, весело кутят с ним и на его счет, разыгрывают, обманывают, играют на его слабостях.
И именно поэтому, наверное, финальные кадры с этим потерянным человеком, пошедшим вразнос, вдруг будят в зрителе какую-то долю понимания - даже несмотря на то, что он никогда не был ни добрым, ни умным, ни бескорыстным, и не был бы таковым, даже будучи здоров.
Таков уровень этого больного мира, где под видимым злом кроется зло еще более страшное, а добра просто не видать.
Великолепная книга Федора Сологуба, казалось бы, должна многое потерять при экранизации.
Она написана столь блестящим языком, что читаешь и радуешься каждому словечку, вставленному безошибочно и неожиданно, одновременно ужасаясь беспросветности сюжета.
Тем не менее фильм удался. Как я поняла, сценаристы немного сократили, немного объединили и таким образом выделили более мощные сцены, придав эмоций там, где сочли нужным.
А актерский ансамбль сами видите какой.
Помимо упомянутых, тут блистают точными образами сыплющий прибаутками Сергей Баталов, не сразу узнаваемая наушница-подружка Елена Майорова, розовеющий щечками Алексей Елистратов в роли одиозного, ставшего нарицательным Саши Пыльникова, и еще множество славных имен - даже в мелких эпизодах все яркие и запоминающиеся.
ps. коллажи мои
*************
Фильм смотрели? Книгу читали? Что скажете о них?
Делитесь, подписывайтесь и приходите еще.