В Усманском бору, неподалёку от станции Графской, находится центральная усадьба Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова.
Координаты: 51.875592, 39.652894
А сам заповедник занимает обширную территорию на границе Воронежской и Липецкой областей:
Центральная усадьба состоит из нескольких корпусов, в которых разместились музей природы, бобровые шеды, бобронариум, интерактивный музей «Дом бобра» и другие интересные экспозиции. Также на территории есть оборудованные экотропы, вольерный комплекс и даже верёвочный парк.
Музей природы во время нашего посещения был закрыт на реконструкцию, поэтому мы начали свою экскурсию с посещения бобровых шедов.
По пути познакомились с местным старожилом - дубом, которому уже стукнуло 400 с лишним лет:
Бобров в питомнике выращивают с 1930-х годов, когда в СССР только начинались работы по воссозданию численности полезных животных, к которым бобр, несомненно, относится. Построенные им плотины спасают леса от дефицита водных ресурсов и способствуют сохранению природы.
Помимо бобров, в шедах мы встретили трёхцветную кошку. Она охраняет бравых строителей плотин от мышей, которых те, как оказалось, побаиваются. Среди обычных бобров выделяются канадские - они более сердитые и нелюдимые.
В питомнике даже пытались вывести гибрид этих двух видов, но количество хромосомных наборов у них оказалось разным - у обыкновенного 38, у канадского - 32, поэтому потомство получалось нежизнеспособным.
Бобронариум удивил нас 3D-полом и очень реалистичной композицией «четыре сезона», а также достоверно построенной хаткой и водоемом с огромными карпами.
Отец бобрового семейства приплыл к нам и попытался попробовать камеру на зуб:
В «Доме бобра» благодаря очень интересной интерактивной экспозиции мы узнали, от кого произошли бобры, как устроена их хатка, как они зимуют, чем питаются, какую пользу приносят лесу, и многое другое.
В завершение экскурсии мы расселись на удобных креслах-грушах и посмотрели фильм о бобрах, снятый в этом заповеднике командой известного натуралиста Александра Хабургаева:
Уходить не хотелось, но музейные объекты уже закрывались, и мы с сожалением попрощались с экскурсоводом. А после немного погуляли по территории, твёрдо решив вернуться сюда ещё не раз.