Генри Форда можно назвать родоначальником автомобильной отрасли. Им в 1908 году была разработана модель автомобиля Форд-Т. Конвейерное производство этой модели началось в 1914 году. Большинство автомобилй в США в 1908–1910 годах стоили от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена на модели «Т» составляла 825–850 долларов. К 1917 году цена снизилась до 350 долларов. Машина стала доступной широкому кругу потребителей. В то время технология высушивания краски на конвейере была еще несовершенной. Поэтому у компании Форд была только черная краска для окрашивания своих автомобилей. Лишь черная краска высыхала за 48 часов. Все остальные автомобильные краски в то время должны были сохнуть несколько недель. В связи с этим широко известна крылатая фраза Генри Форда: «Вы можете получить Форд-Т любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным». Форд-Т производился до 1927 года. Всего было выпущено свыше 16 миллионов автомобилей этой модели. Даже в настоящее время эта модель входит в список десяти самых продаваемых марок всех времен и народов. (Для справки: лидирует в этом списке Toyota Corolla. Выпускается с 1966 года. Общий тираж производства – более 37 миллионов.) Следующий после Форда-Т в этом списке самых продаваемых марок машин – Nissan Sunny. Он начал выпускаться под названием Datsun-1000 в 1966 году. В разных странах эта модель имеет различные названия: Sentrа, Pulsar, Versa, Tsuru и Almera. Sunny c учетом всех этих названий была выпущена в количестве чуть меньше 16 миллионов штук и продолжает производиться.
В фокусе кейса = Жизненный цикл товара
А почему же такая популярная машина, как Форд-Т, в 1927 году перестала производиться, спросите вы. Ведь Великая депрессия в США началась только в 1929 году. Значит, не она была причиной прекращения выпуска Форда-Т. А почему Corolla и Sunny производятся уже более 50 лет и продолжают продаваться? Дело в том, что у любого товара есть жизненный цикл. В начале ХХ века многие автомобильные концерны последовали примеру Генри Форда и организовали конвейерное производство.
Однако дело было не только в копировании того, что сделал Генри Форд, но и в создании чего-то нового для удовлетворения возрастающих потребностей. В качестве примера расскажем про уже упомянутую выше черную краску для автомобилей. В 1925 году компания General Motors совместно с компанией DuPont разработала целую линейку красок, пригодных для конвейерной сборки автомобилей. Тогда General Motors стал выпускать Cadillac LaSalle. У потребителей расширилась возможность выбора машины по цвету. А Генри Форд продолжал говорить свою крылатую фразу. Только спустя год компания начала окрашивать Форд-Т в другие цвета. Но это не помогло, и производство Т прекратилось в 1927 году.