Найти тему
Лекторий СПВ

Церковь Веры. Протоиерей построил храм в память об умершей дочери

Церковь во имя Смоленской Божией Матери находилась примерно на пересечении современных 1-й и 2-й Боровых улиц в Солнечном. Ныне на этом месте о ней ничего не напоминает. Фоторепродукция из открытых источников.
Церковь во имя Смоленской Божией Матери находилась примерно на пересечении современных 1-й и 2-й Боровых улиц в Солнечном. Ныне на этом месте о ней ничего не напоминает. Фоторепродукция из открытых источников.

Копию этой дореволюционной открытки прислал коллекционер Александр Старков. Cам он нашел ее на сайте какого-то архива. Изображения этой церкви в поселке Оллила (ныне Солнечное Курортного района) у нас имелись и раньше, но сведения очень отрывочные. Мы знали, что ее разобрали еще до «зимней» войны, но и только.

Открытка же оказалась интересна тем, что на ее обороте было дано почти исчерпывающее описание истории церкви, причем оно было написано в прежней, дореволюционной, орфографии.

«Храм-памятник, во имя иконы Смоленской Бож(ией) Матери (празд(нуют) 28 июля) построен 1915 г. на личные средства протоиереем о. Сергием Голубевым, настоятелем Спасо-Преображенского всей Гвардии Собора в Петрограде...

Воздвигнут в память дочери его Веры, внезапно скончавшейся от желудочного заболевания накануне дня ее свадьбы. Освящена в тот же год архиепископом Сергием Финляндским. В тридцатых годах имущество храма было изъято Церковным управлением, при священнике о. Иоанне Зотикове, и храм продан на снос тем же Церковным управлением».

Несколько комментариев. Почему протоиерей Сергий Голубев построил церковь в память своей дочери именно в Оллиле? Наверное, потому, что у него там была дача. И действительно, архивные данные это подтвердили.

Упомянутый священник Иоанн Зотиков в 1910-х годах служил в церкви Св. Духа в Келломяках (ныне Комарово). Напомню, тогда эти территории находились в административных границах Великого княжества Финляндского. Поэтому на открытке и значится «Финляндия».

Автор церкви в Оллила, возведенной в неорусском стиле, неизвестен. Подобные небольшие храмы, построенные по частной инициативе, на Карельском перешейке не были редкостью. Существовали семейные часовни в имениях, были церкви в дачных поселках, построенные по инициативе местных жителей.

После революции число православных прихожан на Карельском перешейке, оказавшемся в составе независимой Финляндии, резко сократилось. И если в Терийоках, Куоккале, Райволе (соответственно, нынешних Зеленогорске, Репине и Рощине) продолжали худо-бедно действовать православные церкви со сравнительно большими приходами, содержать маленькие стало практически невозможно. Поэтому церковное управление Выборгской губернии Финляндии, а речь выше идет именно о нем, некоторые пустующие культовые постройки передавало лютеранам, как, например, в Халила (ныне поселок Сосновый Бор), а часть просто закрывало. Именно так произошло с храмом в Оллила.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.