В начале 30-х годов прошлого столетия была разработана удивительная стратегическая программа партизанской борьбы с врагом на западных рубежах. Апологетами такой стратегии выступали М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, Я.К. Берзин, В.М. Примаков, а вот одним из непосредственных исполнителей был выдающийся специалист-подрывник, основатель спецназа – Илья Григорьевич Старинов.
Учитывая личности авторов этой программы, возникает вопрос: А не использовался ли Старинов, для этой цели в «темную»?
Краткая суть стратегии
Предполагалось пропустить вражеские соединения на свою территорию до 100 км, до наших укрепрайонов, где развернутся позиционные бои. В это время в ближайшем тылу противника начнется партизанская диверсионная война с заранее подготовленных баз. Без своевременного обеспечения, нарушенного партизанами, начнется отступление врага, и вместе с ним, на территорию противника, отойдут и партизаны, чтобы вести войну уже на чужой земле.
Это была хорошо продуманная система с использованием маневренных партизанских соединений. Но сразу возникает вопрос, а не ущемляется ли таким образом роль РККА? Не слишком ли большой упор делается на партизан-диверсантов? Все-таки партизаны, это не регулярная армия и дисциплина у них не воинская. Возникает впечатление надуманности такой войны!
«Деятельность» Тухачевского и его окружения
Еще будучи на должности начальника вооружений РККА, Тухачевский проводил губительную для армии политику, сначала в части вооружения, а затем и теории войны. В стране шла масштабная индустриализация, и узость государственного мышления не давала Тухачевскому мыслить масштабно. Только один пример: Тухачевский в артиллерии пробивал идею универсальных и безоткатных орудий и полного отказа от минометов, что порочным образом сказалось в начале 40-х годов на артиллерии РККА.
Еще в 1923 году Тухачевский считал, что ввиду отсталости нашей страны война для нас будет оборонительной, поэтому нужно готовиться к партизанской войне на своей территории. Для того времени может это и было актуально, но к тридцатым годам, мышление его к несчастью, оставалось ограниченным, если не предполагать худшее, что потом и подтвердилось.
Соратник маршала, небезызвестный И.Э Якир выступал в специальных партизанских школах, присутствовал на учениях партизанских диверсионных групп.
К 1933 году все кадры партизанской стратегии были уже подготовлены и могли осуществлять крупные операции.
Получается, что вне РККА была создана профессиональная боеспособная вооруженная армия, цели которой определял не генштаб РККА и политическое руководство, а отдельная часть командующего состава РККА.
Только к 1937 году руководство страны опомнилось и вскрыло заговор маршалов!
Опыт не прошел даром и пригодился
Уже в мае 1942 года создается штаб партизанского движения во главе с секретарем ЦК Белоруссии П.К. Пономаренко и Старинов стал помощником по диверсиям.
Старинов являлся сторонником руководства партизанскими отрядами, только специально подготовленными командирами, что и подтвердилось рейдовыми партизанскими соединениями Ковпака и Руднева, последний был учеником Старинова.
К сожалению, из-за строптивости своего характера Илья Григорьевич Старинов не получил должной и справедливой оценки своей деятельности.
До конца своих дней переживал за удачно проведенную операцию в оккупированном Харькове, когда с помощью уникальной радиоуправляемой мины, им изобретенной, было уничтожено большое количество высших чинов Вермахта. Но после этой диверсии гитлеровцы казнили множество заложников из числа мирных жителей.
Понимал ли Илья Григорьевич, на исходе своих лет, о том, что его использовали в «темную» маршалы-заговорщики, останется с ним.
Вечная ему память!
Я не претендую на бесспорность своего мнения об этом эпизоде нашей истории!
Всем всех благ!